С 1 июля 2011 года начал действовать Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», устанавливающий особый вид наблюдения за соблюдением лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Как это осуществляется на практике, рассказывает пресс-секретарь Юрьевецкого районного суда Г.А. Гоголина.

— По смыслу названного закона административный надзор не является продолжением наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы, а имеет своей целью предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны должностных лиц органов внутренних дел. Установление надзорных обязанностей и ограничений состоит в том, чтобы помешать лицу продолжить противоправную деятельность, воспрепятствовать возобновлению и установлению преступных и иных антиобщественных связей, не дать возможности вновь совершать правонарушения.

Под ограничениями для поднадзорного лица понимается ряд запрещений: пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в определенное время суток; выезд за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Данные административные ограничения могут налагаться только судом, причем он вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, так и комбинацию отдельных ограничений. Кроме того, в течение срока административного надзора суд, учитывая сведения об образе жизни и поведении поднадзорного, вправе частично отменить отдельные ограничения либо, наоборот, дополнить ранее назначенные ограничения новыми.

Независимо от каких-либо условий административный надзор в обязательном порядке вводится в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Режим административного надзора может вводиться судом в отношении совершеннолетнего, освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если такое лицо совершает в течение одного года два и более административных правонарушения, направленных против порядка управления или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, суд может установить срок надзора от одного года до трех. Ограничение при назначении срока надзора — дата погашения судимости. Этот день является основанием для прекращения административного надзора. Лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также если это отбывавшие наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, должны находиться под административным надзором до момента погашения судимости.

Представители органов внутренних дел достаточно активно обращаются в Юрьевецкий районный суд Ивановской области за установлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Так, за истекший период 2012 года судом рассмотрено двенадцать дел названной категории. При этом во всех случаях заявленные требования полностью или частично удовлетворены. При этом в трех случаях административный надзор устанавливался в отношении лиц, судимых за совершение тяжкого преступления, при опасном и особо опасном рецидиве преступлений, освободившихся из мест лишения свободы и имевших непогашенную судимость. Таким лицам административный надзор устанавливался на весь срок погашения судимости.

В отношении трех лиц судом было вынесено решение о продлении срока административного надзора на шесть месяцев и установлении дополнительных ограничений в связи с тем, что после первоначального установления административного надзора они нарушали установленные в их отношении судом ограничения, совершали в течение года административные правонарушения против порядка управления и посягали на общественный порядок. В отношении шести лиц административный надзор установлен на срок два года.

Подготовил М. ВИКТОРОВ