Новая статья Владимира Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» опубликована в «Российской газете». В ней он обозначил приоритеты и стимулы для развития Вооруженных сил РФ и военно-промышленного комплекса. Предлагаем вашему вниманию тезисы этой статьи.

Мы не сможем укреплять наши международные позиции, развивать экономику, демократические институты, если будем не в состоянии защитить Россию.

Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется 23 триллиона рублей.

Речь не идёт о милитаризации российского бюджета. Средства, которые мы выделяем, — это «плата по счетам» за те годы, когда Армия и Флот хронически недофинансировались.

АРМИЯ СБЕРЕГЛА РОССИЮ

Мы должны всегда помнить, чем обязана страна солдатам и офицерам, которые в тяжелейшие 90-е годы, несмотря ни на что, сохранили Армию, обеспечили в критические моменты боеготовность частей. Если надо было — воевали. Теряли своих товарищей и побеждали. Так было на Северном Кавказе, в Таджикистане и других «горячих точках». Эти люди сберегли Дух и Честь Армии. Целостность и суверенитет России. Защитили безопасность наших граждан. Не позволили унизить и «списать» страну.

Вооружёнными силами надо дорожить. Их надо укреплять, иначе «придётся кормить чужую армию» или вовсе оказаться в рабстве у бандитов и международных террористов.

Мы строим Новую Армию, армию современного типа — мобильную, находящуюся в состоянии постоянной боевой готовности. С этим связаны неизбежные ошибки, обиды, претензии.

Частей сокращённого состава в нашей Армии больше не осталось. В Сухопутных войсках развернуто более 100 общевойсковых и специальных бригад. Это полноценные боевые соединения, укомплектованные кадрами и техникой. Норматив их подъёма по тревоге — один час. Переброска на потенциальный театр боевых действий — сутки.

Органы управления в Вооружённых силах сокращены в 2 раза. Сформированы четыре укрупнённых военных округа: Западный, Южный, Центральный и Восточный. Им под управление переданы силы ВВС, ПВО и Флота. С 1 декабря 2011 года на боевое дежурство в России заступил новый род войск — Войска воздушно-космической обороны.

Впервые за 20 лет капитально отремонтировано 28 аэродромов. Введены в строй новые станции слежения в системе предупреждения о ракетном нападении. Обеспечена устойчивость Стратегических ядерных сил. Наш Флот возобновил свое присутствие в стратегических районах Мирового океана.

Российская Армия избавляется от всех несвойственных, вспомогательных функций — хозяйственных, бытовых и прочих. Идет серьёзная реформа военного образования. Формируется 10 крупных научно-учебных центров.

ЗАДАЧИ ПРЕДСТОЯЩЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Мы приступили к масштабному, комплексному перевооружению Армии и Флота, других силовых структур, обеспечивающих безопасность государства.

Приоритеты здесь — это ядерные силы, воздушно-космическая оборона, системы связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, «беспилотники» и роботизированные ударные комплексы, современная транспортная авиация, системы индивидуальной защиты бойца на поле боя, высокоточное оружие и средства борьбы с ним.

В предстоящее десятилетие в войска поступит более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет, 8 ракетных подводных крейсеров, около 20 многоцелевых подлодок, более 50 боевых надводных кораблей, около 100 космических аппаратов военного назначения, более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения, свыше 1000 вертолетов, 28 полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов «Витязь», 10 бригадных комплектов ракетного комплекса «Искандер-М», свыше 2,3 тысяч современных танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 17 тысяч единиц военной автомобильной техники. В ближайшее десятилетие армия получит 28 полковых комплектов зенитно-ракетных систем С-400.

Сейчас на современную военную технику уже переведено более 250 частей и соединений, в том числе — 30 авиационных эскадрилий. К 2020 году доля новых образцов вооружений в войсках должна составлять не менее 70%.

СОЦИАЛЬНОЕ ЛИЦО АРМИИ

Военнослужащие должны иметь полный пакет социальных гарантий, адекватный их огромной ответственности.

С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих выросло практически в 3 раза. Добавлю, что с 1 января 2012 года повышено денежное довольствие в системе МВД. А с 1 января 2013 года — зарплаты существенно вырастут и во всех остальных «силовых», правоохранительных структурах и спецслужбах.

Пенсии всех военных пенсионеров, независимо от их ведомственной принадлежности, повышены с 1 января текущего года — сразу в 1,6 раза. «Военные пенсии» будут ежегодно повышаться — не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

Отдельно остановлюсь на жилищной проблеме. Если в 90-е годы предоставлялось 6-8 тысяч квартир или жилищных сертификатов в год, в 2000 году мы вышли на уровень в среднем до 25 тысяч в год. За 2008—2011 годы только для военнослужащих Минобороны было приобретено и построено уже порядка 140 тысяч квартир. В 2012—2013 годах необходимо полностью обеспечить военнослужащих постоянным жильём.

До конца 2012 года в полном объёме обеспечим квартирами тех военнослужащих, которые в 90-е годы были уволены без жилья и стоят в муниципальных очередях.

Военнослужащие, заключившие контракт после 2007 года, будут обеспечиваться жильём в плановом порядке, в рамках накопительно-ипотечной системы.

Ещё один важнейший вопрос — судьба военных городков и тысяч людей, которые в них живут. Недопустимо, когда такие посёлки со всеми их проблемами просто «сбрасываются» с баланса Минобороны на плечи регионов и муниципалитетов. Нужно провести самую тщательную инвентаризацию недвижимого имущества Вооруженных сил, которое подлежит передаче гражданским властям. Жилые дома, детские сады, объекты ЖКХ — всё это хозяйство Минобороны должно передаваться муниципалитетам в отремонтированном состоянии, пригодным к эксплуатации и, подчеркну, вместе с финансовыми ресурсами на текущее содержание.

О КОНТРАКТНИКАХ, КАЗАЧЕСТВЕ, ДОСААФ

Наша цель — построение полностью профессиональной армии. Вместе с тем сохранение смешанной системы комплектования на обозримую перспективу — это компромисс между поставленными задачами и текущими возможностями страны.

Для поддержания дисциплины в воинских коллективах создаётся Военная полиция. В ближайшие годы в каждом воинском контингенте должны появиться военные священники.

Для военнослужащих речь должна идти о дополнительных правах при поступлении в лучшие университеты, о бюджетных грантах для тех, кто отслужил, о преференциях при приёме на государственную гражданскую службу.

Особо хочу сказать о казачестве. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Надо на качественно новом уровне организовать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физкультуры. Хотел бы отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России.

«МЫ СТАВИМ ЖЕСТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПЕРЕД ОБОРОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»

Ставку в перевооружении Армии мы будем делать именно на российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и нашу научную базу.

У ОПК нет возможности спокойно догонять кого-то, мы должны совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями. Разумно наделить специалистов ОПК дополнительными социальными гарантиями и привилегиями.

Недопустимо, чтобы Армия стала рынком сбыта для морально устаревших образцов вооружений, технологий и НИОКРов, причём оплаченных за государственный счёт. Вот почему мы ставим жёсткие требования перед нашими оборонными предприятиями и КБ, поощряем развитие конкуренции, вкладываем серьёзные средства в модернизацию самого ОПК и технологические заделы, в подготовку специалистов.

Огромные ресурсы, вложенные в обновление ОПК, в перевооружение Армии, должны служить мотором для модернизации всей экономики.

Чрезмерная закрытость привела к снижению конкуренции, взвинчиванию цен на продукцию военного назначения, получению сверхприбылей, идущих не на модернизацию производств, а в карманы отдельных коммерсантов и чиновников. Коррупция в сфере национальной безопасности — это, по сути, государственная измена.

Выстраивая оборонную политику, модернизируя Вооружённые силы, мы должны ориентироваться на самые современные тенденции в военном искусстве. Отстать от этих тенденций — значит заранее поставить себя в уязвимое положение. Поставить под удар страну, жизни наших солдат и офицеров. Мы никогда больше не должны допустить повторения трагедии 1941 года, когда неготовность государства и Армии к войне была оплачена громадными людскими потерями.

Задача состоит в том, чтобы, не истощив, а умножив экономические силы страны, создать такую Армию, такой ОПК, которые способны обеспечить России суверенитет, уважение партнеров и прочный мир.