В конце февраля жителям Юрьевецкого района принесли квитанции за отопление, в которых указаны запредельные суммы.

жители, жкх, фролов
В этот день в Общественной приёмной было очень жарко

В связи с этим по инициативе Общественной приемной Юрьевецкого местного отделения партии «Единая Россия» был организован тематический день по вопросам качественного предоставления коммунальных услуг населению с участием директора ООО  «Тепло-город» Алексея Николаевича Фролова. В этот день в Общественной приемной собралось большое количество возмущенных жителей, которые хотели из первых уст услышать, чем руководствовалось ООО «Тепло-город», выставляя счета за тепло.

А.Н.Фролов, директор ООО «Тепло-город»:

— Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Собственники помещений в многоквартирных домах имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению индивидуальными (квартирными) и коллективными (общедомовыми) приборами учета помещения в многоквартирном доме. Исходя из статьи 13 Закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. В целях стимулирования потребителей коммунальных услуг и покупателей коммунальных ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определяемых при помощи приборов учета, до установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе их из строя, утраты или по истечении срока их эксплуатации, расчеты за используемые энергетические ресурсы (к которым Закон № 261-ФЗ относит воду, электрическую энергию, тепловую энергию) должны осуществляться с определением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов в соответствии с законодательством.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 №354 установило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Ряд принятых Постановлений Правительством РФ от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 №1498 внесли изменения в Правила №354 и установили новый порядок применения повышающих коэффициентов при расчетах за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, в том числе в случаях, прямо не установленных в части 1 статьи 157 ЖК РФ. Тем самым устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах № 354. Для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде применяется повышающий коэффициент, указанный в расчетных формулах.

В случае наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле:

Pi = Si x (NT x K) x KПОВ x TT, где:

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный количеству месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.

KПОВ — повышающий коэффициент, величина которого с 1 января 2017 г. — 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

TT — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добрягин, Баранова
С.М.Добрягин, С.А.Баранова

За комментариями сложившейся ситуации мы обратились в администрацию Юрьевецкого муниципального района. С.М.Добрягин, заместитель главы администрации, курирующий вопросы ЖКХ:

— В администрацию действительно были предоставлены на подпись акты, составленные между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией на предмет возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в ряде многоквартирных домов, оснований не согласиться с фактом возможности установки приборов учета на момент подписания данных актов не было. Получив устную информацию от инженеров проектных организаций, специализирующихся на установке ОДПУТЭ (общедомовых приборов учета), определено то, что возможность установки общедомовых приборов учета имеется практически в любом случае, в отдельных случаях прибегают к установке выносного «антивандального бокса», расположенного на узле ввода сети отопления в многоквартирный дом, в котором и размещается общедомовой прибор учета тепловой энергии. Но в действующем законодательстве существует несколько существенных противоречий:

1) статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261  ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организаций учета используемой электрической энергии) или максимальный объём потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета использования тепловой энергии).  На основании вышеизложенного большая часть многоквартирных домов, жителям которых выставлены квитанции с применением повышающего коэффициента 1,5, несмотря на техническую возможность установки ОДПУТЭ, согласно 261-ФЗ не обязаны устанавливать общедомовые приборы учета. Именно на этом и была основана муниципальная адресная программа Юрьевецкого городского поселения, предусматривающая поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на 2011—2012 годы,  согласно которой все МКД с максимальным объёмом потребления более двух десятых гигакалорий в час были оснащены ОДПУ ТЭ, и в настоящий момент большая часть приборов учета все-таки принята РСО в коммерческую эксплуатацию.

2) При выставлении РСО квитанций с применением повышающего коэффициента возник резкий рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги в Ивановской области. Применение коэффициента 1,5 идет в разрез с Распоряжением Правительства от 19 ноября 2016 года №2464-р и Указом Губернатора Ивановской области от 30.12.2016 года №239-уг. Согласно п.1 ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 года №188ФЗ «Не допускается повышение размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации».

1 марта состоялось заседание депутатской комиссии с приглашением помощника прокурора Юрьевецкого района К.Е.Кашина, представителей теплоснабжающей организации, на котором рассматривался вопрос о законности применения повышающего коэффициента. А.Н.Фролову было рекомендовано отменить повышающий коэффициент и сделать перерасчет оплаты за тепло.

В связи с этим теплоснабжающая организация временно прекращает начисления повышающего коэффициента при определении размера платы за коммунальные  услуги по отоплению. При этом ООО «Тепло-город» настаивает на   необходимости установки приборов учета для  расчетов  по теплоснабжению и обращает внимание потребителей, что  сумма оплаты по отоплению, рассчитанная  согласно   прибору учета, позволит   экономить  бюджет по сравнению с оплатой потребителей при его отсутствии.

Ирина Алирзаева, фото Сергея Расторгуева