Человек чести и слова

 

Семья Весниных
Семья Весниных

28 ноября 2015 года исполняется 135 лет со дня рождения известного советского зодчего Леонида Александровича Веснина. Каждый юбилей мы чтим память об этом человеке, вспоминая о его проектах, как осуществленных, так и оставшихся на бумаге, новаторских исканиях и ошибках. Но мало кто из нынешнего поколения знает, каким в молодости был Леонид Веснин. В этой статье будет освещен именно этот период его жизни.

Об этом человеке существует очень много монографий, раскрывающих особенности его жизни и творчества (Л.Л.Полякова «Зодчие братья Веснины», А.Г.Чиняков «Братья Веснины», М.А.Ильин «Веснины» и другие). Но есть такие моменты его судьбы, которые можно осмыслить, только окунувшись в мир зодчего, внимательно вчитываясь в каждую строчку, в каждое слово о нем. Несмотря на значимость Л.Веснина, на его социальный статус, он остался человеком во всем, человеком, на которого хочется равняться.
Говорят, дети, выросшие в счастливых, дружных семьях, на всю жизнь сохраняют светлый строй души. Они обладают, как правило, нравственным здоровьем, ровным характером, они требовательны к себе и щедры к другим. Семья Весниных старших была патриархальной русской семьей в ее лучших проявлениях. В ней были прочные моральные начала. Здесь высшими качествами почитались доброта, честь, трудолюбие, верность долгу, уважение старших, любовь друг к другу до самопожертвования.
В семье Леонид — золотоволосый голубоглазый мальчик — был старшим ребенком. Несмотря на то, что все братья были почти погодками, младшие безоговорочно признавали его старшинство. Друг друга они могли называть Витька, Викушка, Шурка, Санька, Сашка, а старшего брата только вежливо — Леша, Леня, иногда Леля. Они были детьми, как и все мы когда-то: лазили по горам, играли, любовались просторами нашей малой родины, с интересом наблюдали за проходящими мимо пароходами и катерами. Именно наша прекрасная волжская природа рано пробудила у братьев любовь к рисованию. Несомненно, первые уроки живописи давала им мама — Елизавета Алексеевна и всячески поддерживала эти увлечения. Все три брата могли весь день провести с этюдниками на улицах города. Где бы ни были братья, возвращались в свой уютный дом они с радостью.
У каждого ребенка в детстве есть любимое животное. Так было и у братьев Весниных: Витя был неравнодушен к собакам, а Шура любил кошек за их пластику и независимый характер. Что же касается Леонида, тот с детства был очень чистоплотен и брезглив, а потому лишь снисходительно терпел бесконечную возню своих братьев с животными. Но и его сердце не устояло против маленького забавного пони, которого подарил внукам дед Ермолаев вместе с миниатюрной двуколкой. У мальчишек появился свой «выезд», они часами пропадали на конюшне, кормили и холили своего Сеню.
Но вот пришла пора мальчикам покинуть милый родительский дом. Первым в Московскую практическую академию коммерческих наук поступил Леонид, через два года туда выдержали экзамены и младшие братья. Полный курс учебы был рассчитан на 8 лет. Все каникулы братья проводили в родном Юрьевце, где все свое свободное время посвящали живописи. Среди работ этого времени можно отметить такие, как «Домик в саду», «Опушка большого леса в Юрьевце», «Околица» и др. Все эти картины, небольшие по размеру, находятся в в первом зале экспозиции музея архитекторов братьев Весниных.
По окончании этого учебного заведения Леонид как старший сын должен был стать помощником отца в купеческих делах. И он, казалось, с готовностью приступил к работе, ни намеком не выдав собственных планов.
Ему шел девятнадцатый год, но он выглядел старше. Высокий, широкоплечий, с крупными руками и ногами, хорошо развитой мускулатурой и накаченными физическими упражнениями мышцами. Особую прелесть юноше придавал контраст его богатырского телосложения с одухотворенным лицом. Белокурые, чуть в рыжинку волосы, большие голубые глаза, очень белая кожа с нежным, как у девушки, румянцем на щеках. Повсюду, где бы Леонид ни находился, он всегда вызывал невольное уважение. Перед ним даже как-то робели. Он был человеком чести и слова — то, что в Англии подразумевают под словом «джентльмен» — это было в нем сразу. Он был нежным, чувствительным до сентиментальности человеком — и это было скрыто от потусторонних глаз за его сдержанностью, обликом сильного, мужественного человека.
Целыми днями Леонид пропадал в конторе, цехах, а все вечера просиживал над книгами по искусству, корпел над чертежами, много рисовал. И однажды признался родителям, что хотя он никогда не изменит своему сыновьему долгу, его единственное желание — стать архитектором, и что он давно уже готовится к экзаменам в императорскую Петербургскую Академию художеств…
Такова была жизнь Леонида до этого судьбоносного решения стать архитектором.
В 1901 году он поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге на архитектурное отделение. Учился у Л.Н.Бенуа. В 1909 году получил диплом художника-архитектора.
В дореволюционный период работал в стиле русского классицизма, модерна, позже рационализма.
С 1923 года вместе с братьями стал одним из лидеров советской архитектуры конструктивизма. Многие проекты они сделали вместе, но иногда выполняли самостоятельные проекты или совместно с другими архитекторами. Поскольку Леонид и Александр жили в одной квартире (Виктор после женитьбы проживал отдельно), то работали вместе они чаще. «Бригада» Весниных отличалась своей органичностью. Творческие амплуа братьев дополняли друг друга, что немаловажно. Амплуа Леонида заключалось в проработке функционально-планировочной части проекта. Веснины интенсивно внедряли новые конструкции и материалы, влиявшие на появление новых архитектурных форм. В 1927 году они создали проект Днепрогэса, который считали одной из лучших своих работ.
Л.А.Веснин был членом Московского архитектурного общества (МАО), одно время даже исполнял обязанности заместителя председателя. Работал преподавателем в МВТУ. За активное участие в реализации плана ГОЭЛРО награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Смерть старшего брата, последовавшая 8 октября 1933 года, была непоправимым ударом. Для своих братьев и сестер Леонид был больше, чем просто старший брат: они боготворили его как человека, он был для них всегда опорой и наставником. И самые лучшие произведения Весниных все же те, что созданы ими втроем.

Подготовил Г.Идрисов от 19 ноября 2015 г. №48

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»