А.РоуВ 2012 году в издательстве  ОАО «Издательство Иваново» вышел альбом «Александр Роу». Автор и составитель этого уникального издания член Союза кинематографистов России Светлана Коновалова. Две книги были подарены автором Культурному центру им. А.Тарковского и районной администрации.

Это объемная книга-альбом включает в себя 336 страниц. На обложке, выдержанной в теплых коричневых тонах, портрет кинорежиссера с автографом и ниже — название альбома «Александр Роу». Стоит перевернуть обложку страницы, попадаешь в березовую рощу, т.к. А. Роу считал ее символом своего творчества. Даже стены в его квартире были расписаны знакомыми художниками «худенькими березками».

На форзаце? Обращение главы администрации Юрьевецкого муниципального района А.А.Соколова «Приглашаем в мир детства Роу». «Имя Александра Артуровича Роу — великого режиссера-сказочника — навсегда связано с городом Юрьевцем, — говорится в нем, — … юрьевчане бережно хранят память А.А.Роу. Есть планы по созданию в Юрьевце музейного комплекса его имени. В помещении старинного особняка, где проживали друзья детства — семья Черкасских, планируется открыть музей, а на прилегающей территории создать сказочный город по мотивам фильмов А.Роу».

Кинолентой меняются в альбоме фотографии Александра Артуровича от рождения до последних дней, отражая основные вехи его жизни.

Девид и Джейн РОУОткрывается книга большой статьей Светланы Коноваловой «Великий киносказочник Александр Роу», где она рассказывает о том, как работала над сбором материалов об А.А.Роу, о его родителях, родственниках и друзьях, о работе кинорежиссера над фильмами, о его личных качествах. «Более столетия история Ивановского края связана с историей кинематографа. В 1906 году в Иваново-Вознесенске открылись первые „синематографы“, — пишет она. — Этот год отмечен и еще одной знаменательной для нас кинематографической датой — рождением Александра Артуровича Роу, кинорежиссера, первооткрывателя в кино русской народной сказки, посвятившего развитию жанра детской киносказки всю свою творческую жизнь».

В сентябре 2010 года во время поездки по России Юрьевец посетили ирландские родственники Александра Роу по линии отца Артура Роу — двоюродный брат Александра 90-летний Дэвид Нельсон Роу с женой Вероникой и внучатая племянница Джейн Роу. Их тоже интересовал далекий родственник в России. В главе «В некотором царстве, в Ирландском государстве» они пишут: «В детстве его существование где-то далеко казалось нам мистическим и странным, мы знали о нем только по слухам». От них узнаем родословную семьи Роу, отдельные сведения о его родителях. Артур Роу бежал из России в 1918 году. Почему он оставил жену Эйли и сына Сашу в России, до сих пор неясно. Он работал в Англии, Ирландии, затем уехал в Канаду, жил в Торонто, там он и умер в 50-е годы прошлого века. В 1950 году умерла в России и его жена, мать А.А.Роу, Эйли Кэраджордж (в России ее звали Юлия). Александр Роу был женат на актрисе Ирине Зарубиной. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. В настоящее время в Москве живет внук режиссера Алексей Рыбников.

Дэвид Роу, который писал родословную, долгие годы мечтал побывать на родине своего знаменитого брата. При въезде в город, как и положено на Руси, их встречали хлебом-солью. Его гостям преподнесла героиня сказок А.Роу Настенька. Встречать гостей из леса вышла Баба-яга. И где бы ни побывали гости, их везде встречали сказочные персонажи фильмов А.Роу: Ванечка и Машенька, Емеля со щукой. Юрьевец им очень понравился. Интересно прошла пресс-конференция в зале районной администрации. Дэвид и Джейн много смеялись и шутили. Вообще, это удивительные люди: в них столько искренности, открытости и доброты! «Теперь мы понимаем, — сказали они, — почему наш родственник Александр стал сказочником. Здесь многое напоминает Ирландию. И здесь, и там много воды, водится рыба. И здесь, и там живут сказки».

Думаю, особый интерес у юрьевчан вызовет краеведческая работа С.К.Жихаревой «Юрьевецкие берега тридесятого царства». Выборочно она печаталась в нашей газете. Светлана Константиновна рассказывает о детских годах Саши Роу в Юрьевце, о том, где он жил и с кем дружил, о его возможных увлечениях, как детские годы повлияли на выбор жанра в киноискусстве. Особенно мне запомнились слова А.Роу из письма своему другу в годы Великой Отечественной войны: «Пожалуй, только теперь я понял по-настоящему, что для меня Родина. Это не просто вся огромная страна, называемая Союз Советских Социалистических Республик. Для меня Родина — это до боли знакомый город на Волге… Впервые я не могу побывать в нем. Как он там, не достанется ли врагу? Если бы я мог оседлать чудо-скакуна, перелететь туда к нему, я отдал бы за него все, и жизнь мою в придачу». Это ли не еще одно доказательство, что Родиной А.Роу является Юрьевец?

Большая часть книги — это воспоминания друзей и коллег: артистов, кинооператоров. Воспоминания о том, как снимались сказки, как «на площадку все рвались, как одержимые» и «фильмы получались у него светлыми, добрыми, каким был он сам». Интересны комментарии самого режиссера к сказкам. Большим другом А.Роу был Георгий Милляр, сыгравший в его сказках нечистую силу. «Когда Александра Артуровича в 1973 году не стало, — пишет в своих воспоминаниях оператор Владимир Окунев, — сказка для Георгия Милляра закончилась. Да и для всех нас тоже». Но все 16 киносказок продолжают жить и радовать детей и взрослых. Именно сейчас, когда с экрана показывают ужасы, убийства, насилие, сказки Александра Роу несут веру в добро, в то, что зло обязательно будет наказано, они как бальзам на душу человека. Сам режиссер говорил: «Сказку надо принимать с доверием и убежденностью в реальность того, о чем ведется рассказ, так, как делают это дети. Тогда перед вами раскроется чистая душа сказки».

Книга не зря называется альбом: здесь собрана не одна сотня фотографий сказочника всех периодов его жизни. Черно-белые и цветные, большие и маленькие, они передают внутренний мир человека, его настроение, его увлеченность сказкой. Листаешь этот альбом и восхищаешься нашим земляком, кинорежиссером А.А.Роу. А также восхищаешься трудолюбием автора Светланы Коноваловой, собравшей и объединившей огромный материал. Трудно переоценить то впечатление, которое испытываешь при знакомстве с этой книгой-альбомом.

Т. ТЕРЕШИНА