«Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Она должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни», — так считает заместитель директора по воспитательной работе средней школы №2 А. В. Смирнова. Об организации воспитательной деятельности в этой школе наш корреспондент Т. Терешина побеседовала с Аллой Владимировной в начале учебного года.

— Алла Владимировна, у вас есть какая-либо программа по воспитанию школьников?
— Да, с 2006 года воспитательная работа строится в соответствии с программой «Будущее — в настоящем», которая рассчитана на 5 лет. Ее цель — воспитание, отвечающее различным потребностям, интересам и способностям детей, а также воспитание гражданственности на исторических и культурных традициях России.
— Расскажите более подробно об этой программе.
— Учитывая специфику и возможности школы, реализация программы осуществляется по 6 направлениям: «Отечество», «Культура», «Забота», «Семья», «Здоровье», «Труд». В ней участвуют все: учащиеся, родители, учителя. Воспитание — процесс непрерывный, он не заканчивается после того, как прозвенел звонок с урока. Воспитание продолжается через систему дополнительного образования, преемственности: детский сад — школа — вуз, экскурсионной и творческой деятельности.
— А что школа хотела бы видеть результатом этой программы?
— Педагогический коллектив школы хотел бы видеть своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе, культурным гражданином, готовым к самореализации в жизни, с ценностным отношением к таким понятиям, как семья, Отечество, культура.
— Что же для этого делает ваш педагогический коллектив?
— В течение всего учебного года мы проводим мероприятия по всем направлениям, а также участвуем во всех городских и районных смотрах и конкурсах. Это дает ребятам возможность проявить творческую инициативу и умение работать в коллективе. Особое внимание в этом году уделено патриотическому воспитанию, что связано с празднованием 65-ой годовщины Великой Победы. Все классные руководители провели циклы бесед, классные часы, уроки мужества, викторины, посвященные этой тематике. За последние годы нам удалось наладить волонтерское движение: проведение благотворительных концертов для ветеранов труда в отделении дневного пребывания, оказание посильной помощи участникам войны и ветеранам труда. В школе открыт музей «Память», поисковая деятельность которого является основным направлением работы. В настоящее время в музее насчитывается более 500 экспонатов. Только в прошедшем учебном году руководителем музея Н.И.Макаровой совместно с членами ученического самоуправления было организовано и проведено более 20 экскурсий.
Одним из основных направлений является воспитание здорового, физически развитого человека. С 2007 года наша школа работала по программе «Здоровье — это здорово!». В этом году мы хотим добиться того, чтобы школа стала центром здоровья. Уже некоторые шаги в этом направлении сделаны. С этого года введен третий час физической культуры. Благодаря отделу образования и администрации района в столовую поступило новое технологическое оборудование. Охват учащихся горячим питанием в прошедшем учебном году составил 80%. Ситуация с оздоровлением детей по сравнению с предыдущими годами улучшилась. Также проводится большая информационно-консультативная работа по пропаганде здорового образа жизни с приглашением специалистов. Школа стала лауреатом областного конкурса «Школа здорового образа жизни».
Организована работа дополнительного образования по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, краеведческое, педагогическое и культурология. Также на базе школы действуют творческие объединения и секции от ДЮЦа, КЮМа, ДЮСШ. К настоящему времени накоплен достаточно богатый опыт сотрудничества с данными организациями. А ребята, занимающиеся в объединениях дополнительного образования, являются постоянными участниками школьных, районных и областных мероприятий.
В течение всего учебного года были сохранены наши главные традиции: День дублера, посадка аллеи первоклассника и аллеи памяти, конкурс «Школьная звезда», различные праздники, спортивные мероприятия и творческие конкурсы.
Постоянно особое внимание уделяем правовому воспитанию, вопросам занятости учащихся, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД и внутришкольном контроле.
Немалое внимание педагогический коллектив уделяет трудовому воспитанию. На территории расположены цветники, посаженные руками детей под руководством учителей технологии и биологии. Ребята занимаются уборкой классов и пришкольной территории, утеплением окон и другим физическим трудом. В этом году мы стали победителями районного конкурса «Лучшая пришкольная территория» и вышли на областной этап.
Мы понимаем, что индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому систематически проводились разнообразные по тематике и формам классные родительские и общешкольные собрания. Активная работа велась и на заседаниях совета школы. Родители принимают участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях в качестве жюри, участников и помощников школы.
С целью развития демократических начал создан орган ученического самоуправления. Мы даем возможность учащимся укрепить свои силы и интересы, проверить свою самостоятельность, научиться бороться с несправедливостью и доказывать свою правоту. Высшим органом управления школой является общешкольная конференция, которая собирается раз в год. В период между конференциями высшим органом власти является совет школы. Он состоит из 2 палат: ученической и педагогической. Работа ведется по направлениям: «Знание», «Культура и досуг», «Чистота и порядок», «Друзья малышей», «Пресс-центр», «Забота». Наиболее ответственные ребята награждаются грамотами на празднике «За честь школы». Работа ученического самоуправления была отмечена грамотой Ивановской областной детской общественной организации «Союз детских организаций и объединений».
— Алла Владимировна, Вы так интересно обо всем рассказали, спасибо. Скажите, а возникают ли какие проблемы?
— На сегодняшний день существует ряд проблем. Отвлекает от основной работы и занимает много времени необходимость предоставлять огромное количество информации разным ведомствам в виде отчетов. Тревожным является некоторая отстраненность и инертность родителей учащихся от проблем школы, хотелось бы видеть их настоящими помощниками и союзниками в нелегком труде педагога. А также хотелось бы видеть более четкую скоординированность и планирование на учебный год различных служб города и района. А мы всегда готовы к сотрудничеству.