Очередной виток реформы местного самоуправления в Ивановской области подходит к завершению. По новой схеме были избраны главы ряда муниципалитетов. Также муниципалитеты узнали имена исполняющих обязанности глав администраций. В процессе, начавшемся с повсеместного внесения изменений в уставы муниципий, можно будет поставить многоточие — после того, как пройдут конкурсы, по итогам которых окончательно определятся главы администраций. Посмотрим, как будет выглядеть система местного самоуправления.

Как  изменилась

структура  власти?

Глобально система местного самоуправления не поменялась: всё те же законодательная и исполнительная ветви власти, представленные думой (или советом депутатов) и администрация. Поменялись иерархия первых лиц муниципий и система их выборов. Все уже заметили, что напрямую главы городов и поселений выбираются только там, где на момент выборов 14 марта не были приняты новые уставы (таких примеров минимум). В остальных же муниципиях народ выбирал только депутатов. Избранные народные представители выбирали главу сами из своего числа. Теперь главой города или поселения называется председатель думы (или совета), т. е. руководитель представительного органа власти, а не исполнительного, как было раньше. Однако сам исполнительный орган никто не отменял — им остается администрация, у которой есть свой руководитель — глава администрации. Он назначается по конкурсу. В конкурсную комиссию входят представители местной думы и областных органов власти. По сути, это наемный менеджер, с которым заключается контракт.

Является  ли  проблемой наличие  двух  глав

в  муниципалитете?

Кажется, что реформа местного самоуправления устанавливает двоевластие. В самом деле: зачем нужны два главы и кто из них главнее?

В действительности никакого двоевластия нет: и раньше были главы администраций и председатели дум или советов. Наоборот, сейчас выстраивается четкая связь между двумя ветвями власти. В уставах прописано, что высшим должностным лицом муниципалитета является глава города (или поселения), т. е. председатель думы или совета. Однако самым главным органом власти является именно дума, поскольку она принимает важнейшие документы, в первую очередь бюджет, а также может досрочно прекратить полномочия как главы города, так и главы администрации. Оба главы ответственны перед  думой. Так что самую важную местную власть выбирает по-прежнему народ.

Что касается отношений думы и администрации, то в них главнее дума: это она составляет условия контракта, который заключается с главой администрации, а от имени «работодателя» контракт подписывает именно председатель думы, он же глава города.

Кто  за  что  отвечает?

Чем же будут заниматься глава муниципального образования и глава администрации муниципального образования? Глава города как высшее должностное лицо будет выполнять представительские функции, действовать от имени города. У него будет право последней подписи решений, принятых думой или советом, после чего они вступают в силу. Кроме того, у него останутся все права председателя думы или совета.

Глава администрации — это своего рода завхоз города. Он решает вопросы местного значения, формирует состав администрации, управляет ею по принципу единоначалия, организует исполнение решений думы, руководит гражданской обороной. В полномочия администрации как входили, так и будут входить разнообразные вопросы местного значения: управление муниципальным имуществом, организация электро- , тепло- , водо- и газоснабжения населения, предоставления жилья малоимущим, транспортное обслуживание населения в границах муниципалитета и т. д. Также администрация вносит в думу проект бюджета, обеспечивает исполнение бюджета.

Зачем  всё  это  надо?

Об этом неоднократно говорили представители областной власти, которые собственно и проводят реформу местного самоуправления в регионе. Система, при которой глава администрации муниципального образования назначается по конкурсу, а не избирается всенародно, призвана обеспечить независимость муниципального «завхоза» от местных бизнес-элит. При выборах кандидат, как правило, заручается их поддержкой и пользуется финансами, а впоследствии лоббирует их интересы на занимаемой должности. Кроме того, назначаемый глава администрации не будет озабочен вопросом пиара для поддержания авторитета у избирателей — все его силы будут направлены непосредственно на исполнение должностных обязанностей, на реальное дело.

И, наконец, назначаемость глав администраций привела к уменьшению числа выборов в регионе. Как следствие — экономия расходов бюджета, что особенно важно в экономически непростые времена.

Остается добавить, что реформа местного самоуправления позволила установить в регионе единый механизм взаимодействия законодательной и исполнительной власти.

Тем  временем

В ряде муниципалитетов уже определились главы и временно исполняющие обязанности глав администраций. В Иванове главой города стал Вячеслав Сверчков, врио главы администрации — Александр Кузьмичев. В Кинешме главой города стала Ирина Виноградова, врио главы администрации — Владимир Стариков.

В некоторых муниципалитетах  люди, которые займут эти должности, определятся в конце марта начале апреля. Напомним, что именно депутаты избирают главу муниципалитета. Врио главы администрации утверждают также они. Кто может быть врио, определяют уставы муниципалитетов. Так, в Шуе исполнять обязанности главы администрации до проведения конкурса будет один из заместителей действующего главы города.

Комментарии

Новая система местного самоуправления заложена в профильном федеральном законе № 131. Его положения применяются на практике с 2006 года. Районы области и ряд муниципалитетов уже перешли на новую систему и имеют опыт работы в ее рамках.

Михаил Осколков, глава Савинского района:

— Одна из главных особенностей изменений — перераспределение функций между главой муниципального образования и главой администрации. В нашем случае глава отвечает за общую стратегию развития района, кадровую политику, выполняет функции председателя районного совета. У главы администрации сосредоточены хозяйственные функции. На мой взгляд, эта система эффективна. При ней у каждого руководящего должностного лица и органа прописаны полномочия, позволяющие четко выполнять свои обязанности.

Владимир Волков, глава администрации Вичугского района:

— Главное зерно изменений, которые диктует 131-й федеральный закон, — в четком разделении властей, организации работы обеих ветвей власти строго по полномочиям. Исполнительная власть должна отвечать за хозяйственные вопросы, а представительная — готовить условия для работы исполнительной власти, обеспечивать ее законодательно. Работа двух ветвей власти должна осуществляться параллельно, и 131-й закон позволяет организовать такую работу. Если главой муниципалитета и главой администрации будут профессионалы, думающие о пользе муниципалитета, то он будет развиваться. Наш район живет по такой системе уже 4 года. Нам удалось многое сделать за это время. Кроме того, проверки, которые проводили за эти годы прокуратура, областные структуры, больших нарушений не выявляли. Возможно, когда-то средоточие власти в одних руках было хорошо, но сейчас необходимо четкое разделение власти. Надо просто немного привыкнуть к этому, избавиться от стереотипов и работать в условиях, которые нам диктует 131-й федеральный закон.