Государственные крепости

Сегодня мы продолжаем публикацию размышлений нашего краеведа Б.А.Владимирова о юрьевецких крепостях.
Воскресенская крепость, или «деревянный острог»

Вторая Юрьевецкая крепость на правом берегу или «острог деревянный», как обозначил её в Писцовой и межевой книге 1676 года государев писец, проводивший перепись Юрьевца Повольского, Иван Желябужский, возведена на Воскресенском отроге Богоявленской горы, соседней с Георгиевской.
Попытки отыскать её остатки и расположение в начале ХХ века не увенчались успехом. Ошибочно определено место — Предтеченская гора. Эта ошибка даже перекочевала в ряд книг о Юрьевце.
Вначале и я принял эту версию. Но изучение описания Юрьевца Желябужским показало, что в деревянном остроге была Воскресенская церковь, а не Предтеченская. Исследователей смутили остатки вала и рва позади как Предтеченской, так и Троицкой церквей. Но это были остатки вала и рва «к ограждению посада».
Мой отец, учитель географии, с детства говорил мне, что любые карты дают иногда гораздо больше информации, чем многостраничные описания. Достаем карты города 1779, 1795 и 1850 годов и убеждаемся, что церковь Воскресения Господня стояла на левом оcтроге Богоявленской горы южнее Богоявленской церкви. Она-то и послужила главным ориентиром дальнейших поисков. Кстати, улица Парижской коммуны и называлась Воскресенской. Даже на картах города 20 — 30-х годов прошлого века улица Калинина называлась ещё Ново-Воскресенской.
По взъезду Весниных раньше проходил начальный этап дороги на Кинешму. Метров за 50 до подъёма можно и сейчас заметить, что и справа, и слева от дороги гора не имеет ровного пологого откоса, а как бы обрезана человеком вертикально. Предположительно, здесь и стояли «ворота Посацкие, рубленные на четыре угла. А над воротами изба караульная верхняя». Высота эта соответствовала уровню дороги в самом остроге. Замеры подтвердили, что именно здесь и стояли «Посацкие» ворота, «над воротами образ Спасов. На воротах — пищаль железная, длиною два аршина с шестью вершки, в кружале полтора вершка, станок окован железом (аршин — 71,12 см, вершок — 4,45 см). У ворот сделан навес, подобран бревнами стоячими, покрыт дранью; под навесом пищал железная, длиною трех аршин с четвертью, в кружале полтретья ершка, станок окован железом».
На самом верху, слева, на месте дома №1по улице Парижской коммуны и стояла Воскресенская церковь. «В остроге же церковь Воскресения Христа Бога нашего, рублена на четыре угла, с трапезою. Та де церковь построена во 181-м году (1673г) великого Государя казною из приказной избы. А прежде сего та церковь была на посаде, на Ильинском вражке». На это же указывает и небольшой переулок между домами № 5 и №7, в соответствии с пожарными требованиями того времени — «и от той церкви, которые дворы и постройки ближе десяти сажен, велено очистить, чтоб ближе десяти сажен не было никакого строения».
Замеры от Посадских ворот по Кузнецкому оврагу (улица Рабочая) и его кладбищенскому острогу до дома № 17 и водоразборной колонки на улице Парижской коммуны и соответствовали «мерою до Полевых ворот сто сорок сажен» — примерно 330 метров. То есть Полевые ворота и располагались у этой колонки. Около её и проходила по карте дорога на Кинешму того времени, которая шла справа от кладбища. Острог и прикрывал эту дорогу! «А по острогу с полевой стороны ворота рубленные в замок на четыре угла. Над воротами в остроге образ Спасов, а с полевой стороны образ Знамения Пречистые Богородицы. На воротах изба караульная; сверх избяного потолку мост, вместо раскату; на мосту пищаль железная, длиною два аршина с шестью вершки, в кружале в полтора вершка (примерно 6,7 см), станок окован железом; над тем мостом верхняя караульня».
Замеры от этой колонки до Посадских ворот «возле стены» по краю Ильинского оврага (улица Красноармейская) «сто девяносто четыре сажени» или примерно 430 метров. На подтверждение, что Полевые ворота были около колонки, указывают и остатки рвов за «стенами острога», сейчас довольно сильно заваленные мусором. Один уходит влево, другой – вправо, к Поросячьему оврагу (Ильинскому и святому источнику, или улице Красноармейской).
У Посадских ворот (по улице Комсомольской, по откосу горы Богоявленской) «колодез, над колодезем покрыто дранью и около колодезя забрано перилами; а в колодезе воды немного, и та мутна; а глубиною колодез сажен с шесть. Возле колодезя казенный погреб, над погребом навес, накрыт дранью, подобран изретка бревнами тонкими. Возле погреба изба караульня. Возле караулной избы тюрма в тыну стоячем, мерою длиннику одиннадцать сажен (примерно 23 метра), поперечнику восемь сажен. А в тюрме три избы, за тюрмами колодез, а в нем воды немного, и та мутна, а копан колодез сажен с восемь (метров 17)». Это почти над Богоявленской церковью. «Нечистоты из острога спускались вниз к церкви, на что священники жаловались Екатерине Второй. Она и повелела перенести тюрьму за пределы города — за Карпушинский ручей тогда».
Около Посадских ворот — оружейный склад черного, порохового оружия «огненного боя». «Навес покрыт дранью, под навесом шесть пищалей железных, длиною три аршина с четью, в кружале два вершка, на станках, станки окованы железом; пищаль медная тонкая граненая, длиною два аршина без четверти, вторая пищаль медная круглая тонкая, длиною в два аршина, в кружале в вершок без чети, станки под пищалями окованы железом, к пищалем осмнадцать шонполов, окованы железом, да осмнатцат винтовников, да осмнатцат щетей, чем банят пищали».
«А по стенам по всем в остроге вместо башен двенадцать выводов для стенной очистки, а в выводах и по стенам зделаны бои и у всех стен кровати средние и верхние. А на остроге катки (кадки) сосновые. А зелья (пороха) в бочках триста пятьдесят два пуда с полупудом, фитилю четыре пуда, сто одиннадцать пуд с полупудом свинцу, четыреста восемдесят восемь ядер железных, да в бочке пулек свинцовых пят пуд и з бочкою, двести мушкетов з жагры, двести банделеров, четыреста топорков, триста бердышов, пяитьсот пятьдесят рогатин, шестьдесят пик долгих с копьи. А писаны пушечные запасы и всякое мелкое ружье по росписи за рукою воеводы Ивана Борнякова». Да, огромное количество по тем временам как черного, так и белого (лёгкого) вооружения хранилось в остроге!
По левой стороне (на месте нечетных домов по улице Парижской коммуны) располагался «Государев житный двор в тыну; а на дворе двадцать восмь житниц». Это огромный продовольственный запас! На карте Тарбеева там уже показана ветряная мельница.
В те годы острог собирал и направлял вооружение и продовольствие государственным войскам сражавшимся с поляками под Смоленском (освободили Смоленск только в середине пятидесятых годов ХVII столетия) и на русско-шведскую тридцатилетнюю войну в тот же период, на борьбу с казаками, на борьбу с Илейкой — атаманом Стеньки Разина…Вся остальная территория острога была занята усадьбами служилых людей острога. И что удивительно, выборочные промеры границ части этих участков по улицам Парижской коммуны (Воскресенской) и 9-го января (Богоявленской), по Желябужскому и картам, соответствуют существующим и до сих пор огородам жителей этого района Юрьевца. Вот что значит мелкая частная собственность на землю!
То есть при желании исследователи могут сказать, что вот на этом участке жили в 1676 году: «Да в остроге ж дворов: во дворе вдова Оксютка Трифонова, жена Иванова пушкаря, у ней сын Харька Иванов, службы не служит. Двора его длиннику и с огородом 16 сажен, поперечнику по воротам пять сажен с четвертью; во дворе пушкарь Ивашка Андреев; во дворе пушкарь Ларька Дронов…» и т.д.
С приходом к власти Петра I было расформировано стрелецкое войско. Стрельцы, пушкари были направлены с вооружением под Нарву…

Вознесенская крепость или каменный белый город

И прошло немного времени, как ослабло напряжение в борьбе за освобождение страны с поляками, шведами, восставшими «самостийными» бандитами-казаками в Cмутное время.
В Юрьевце построена и обеспечена вооружением новая крепость — Деревянный острог. И всё же царь Алексей Михайлович посылает своего представителя, князя Семёна Никитьевича Болховского, строить в Юрьевце новую большую каменную крепость «Каменный город», которую он и заложил 23 мая 1661года.
Понятно было, когда крепости закладывались на юге от Москвы. Этим и воссоединением с Украиной в 1654 году Россия постепенно отодвигала границу с враждебным Крымским ханством, поддерживаемым Турцией.
Зачем же в эти годы было нужно строить новую крепость внутри страны при напряженном ещё положении на границах и острой нехватке средств? Этот вопрос волновал и несколько поколений наших краеведов. Попробую ещё раз ответить на этот вопрос. Для этого рассмотрим сложившуюся обстановку того времени.

С одной стороны

Ещё великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, получив в правление княжество, прекрасно понимал большое значение не только Волги как транспортного, торгового пути, но и Столбовой дороги от Владимира через Юрьевец на Север.
В одном из своих походов против непокорных ему новгородцев он отвоевал территорию вдоль Унжи до Устюга на Северной Двине. Так был открыт торговый путь княжества к «Студёному» Белому морю! Из истории хорошо известно, что при Иване Грозном значение этого пути ещё более возросло, ибо движение товаров и сообщение с Западной Европой через Балтику и Польшу было затруднено, а Иван Грозный особенно отдавал приоритет торговле Англии. Этот же путь открывал и безопасную дорогу к «Каменному поясу» — Уралу – Соли Вычегодской.
По этому же пути ездили и наши юрьевецкие купцы. Таможенные книги города Великий Устюг пишут:
«стр.57.«Декабря в 31 день (1650г.). Юрьевца Повольского Леонтий Клементьев приехал из Юрьевца на 13 лошадех с щепьем, з/с/ блюдами и с ставцами, з/с/ братинами, да кипа хмелю…»
«стр.211.«августа в 8 день (1651г) вологжанин Пантелей Налобин плыл с Вологды к Архангельскому городу на дощанике… С того же судна торговые люди Юрьевца Повольского -Захар Герасимов, Ларион Филипов…»
«стр.212. «Того же дни (12 августа 1651г) Юрьевца Повольскаго Иван Ерофеев Фатеева со товарищи (9 человек) пловут сверху в лотке (лодке) к Архангельскому городу, с гребцов и с кормщиком 7 человек. Платили пошлины…»
«стр. 43. «Юрьевца Повольского Абакум Калинин с товарищем приехали к Устюгу на 13 лошадех с товаром, а на дву лошадех отпустил товарища своего к Соли Вычегоцкой с товаром…».

С другой стороны

Роль наших северных волжских городов, в том числе и Юрьевца, в защите Отечества в Смутное время очень велика. Кроме отказа подчиниться Лжедмитриям, они организовали освобождение Москвы от поляков, что привело к восстановлению страны и приходу к власти династии Романовых. Эта борьба у нас проходила под именем, как знаменем, святого Макария Унженского и Желтоводского.
В 1612 году будущий царь Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой совершил своё первое паломничество через Юрьевец по Унже в Макарьевский монастырь, чтобы поклониться мощам этого великого святого и помолиться за освобождение отца и мужа патриарха Филарета, пребывавшего в плену у поляков. И когда Филарета освободили и вернулся в Москву, они приписали его избавление ходатайству святого Макария перед Господом. С тех пор Макарий и стал покровителем всего Дома Романовых. Все поколения их ездили на поклон к Макарию, поддерживали монастырь и Юрьевец морально и материальными подношениями. Например, особыми достопримечательностями нашего Входоиерусалимского собора были древний «серебропозлащенный» напрестольный крест с 33 частицами святых мощей и напрестольное Евангелие, напечатанное в Вильне в 1575 году, — дар боярина Ивана Никитича Романова. В 1619 году уже избранный царём Михаил Романов со свитою всех Романовых, освобождённых из заключений, куда они были сосланы ещё при Борисе Годунове, вновь ездил на поклонение святому Макарию через Юрьевец по Унже, причем от села Спасское (Красногорье) до Макарьева «шел пеши».
Епархиальные сведения о «Святом Макарьево-Унженском монастыре» и книга П.Г. Власенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича» (СПб 1913г.) хорошо описывают эти паломничества и вклады всех царей и императоров Романовых, включая и Николая II, и императрицу Александру Фёдоровну. Все Романовы считали своим долгом посетить мощи святого в монастыре и поклониться ему. Не забывали они и наш город, через который проезжали.

Подготовил М.Крайнов

( Продолжение следует)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»