«Издалека  долго  течет  река  Волга…»

ТеплоходПродолжение. Начало в №21 от 25 мая 2017г.

Валовские пески

На левом берегу располагались Валовские пески. Между ними и островом Голым (он располагался как раз напротив бывшего рыбзавода) был продир (узкий проход). Капитаны судов не любили этот проход. При плохой погоде судно могло завалить на остров. На песках стоял поселок Валы, в котором жили пленные немцы. Они работали на сплаве и разбирали заторы на Волге.

Очевидцем большого затора на Унже стал В.С.Терентьев, который, будучи ребенком, отдыхал в пионерском лагере Унженской сплавной конторы на острове Барский.

«Затор образовался чуть ниже пионерлагеря. Бревен набило до дна, да так плотно, что по ним можно было смело переправляться. Река Унжа при течении 7 километров в час растеклась по округе, затопив прибрежные территории. Когда смогли разобрать затор, отдыхающие лагеря обнаружили высоко на берегу баржу, которую забросило туда во время затора реки», — вспоминает Владимир Сергеевич.

По руслу старой Волги было разбросано большое количество островов: Мамшин, Варваровский, Красик, Гусятник, уже упомянутый нами Голый и Безымянный (низкий, сырой остров, на котором в большом количестве произрастала сочная трава).

Ребячьи забавы

Мо-97
Мо-97

Дети всегда остаются детьми, хоть тогда, хоть сегодня.

Основной ребячьей забавой было метание камней по идущим мимо суднам. Для этого брали широкий ремень и, перегнув его вдвое, вкладывали в середину камень. Раскрутив посильнее, ребята отпускали один из концов — камень летел по назначению. К великой радости хулиганов было видеть, как ругаются и топают ногами на судне, а сделать ничего не могут.

Начальником сплавной пристани в те годы был добродушный, но строгий дядя Коля Ворошин. Он не разрешал рыбачить с катеров, всегда гонял ребят. Последних это очень забавляло.

В три часа утра от Волги шел пар, он стелился ровной полоской по всей реке, создавая обстановку таинственности, сказочности. Пока дядя Коля досматривал свой самый последний «сладкий» сон, они, стараясь не шуметь, проникали на корабли и удили рыбу. А рыбалка на утренней зорьке всегда была удачной. Рыбка то и дело показывала из воды свой серебристый хвостик, дразня детей. В очередной раз увидев плеск, кто-либо из ребят не выдерживал, возглас в утренней тишине раздавался, как гул колокола. Естественно, что вся рыбалка заканчивалась — проснувшийся дядя Коля гнал ребят далеко от насиженных мест. Пока ребята спасались от строгого мужчины, теряли ведра с уловом и удочки. А удочки у них были особенные, самодельные. На простую палку тальника плели леску из волос конского хвоста. Рыбы в реке было очень много. Водилась в ней даже стерлядка, причем в большом количестве.

«Издалека  долго  течет  река  Волга...»
Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы

Волга — рабочая река

На Волге трудилось очень много народу. Если сделать соотношение с населением Юрьевца в наши дни, то этого бы оказалось мало.

Река была самой главной артерией жизни в те годы. В основном по ней ходили грузовые суда. Колесный пароход «Красная Чувашия» добирался до Кинешмы за двенадцать часов. Этот местный транспорт любили и уважали все жители окрестностей. Пароход имел грузовую направленность, но людей, желающих передвигаться на нем, было очень много. «Красная Чувашия» делал много остановок, заходя практически в каждую деревню, где простаивал на разгрузке и погрузке час.

Колесники ходили до новой Волги, так как высота борта над водой составляла около метра. На смену колесникам пришли пароходы с паровыми двигателями, которые при хорошем обслуживании износа не имели. Долгое время воды Волги бороздили тихоходные пароходы «Ломоносов» и «Ульянов-Ленин». Передвигаться на этих судах было одно удовольствие. Детвора и мужское население, не отрываясь, наблюдали за работой паровой машины, которая была отделена от палубы только стеклянной стеной. Женщинам нравилось тепло, которое отдавала машина. Правда, было шумновато, но к этому скоро привыкали.

Война

В военные годы не только население района ополовинилось, но и судов стало меньше. Всем нам известный пароход «Перекат» участвовал в боях и погиб за освобождение Родины.

Гудки

Волжские просторы то и дело оглашались пароходными гудками, идущими со всех сторон. Многие речники, долгое время работая на Волге, могли с точностью определить, какой пароход приближается к пристани. Каждый гудок имел свой неповторимый «голос». Оповещение гудками было обязательным при приближении и отходе судна.

Многие жители города выходили на пристань встречать пароходы, много собиралось маленьких детей. Иногда с прибывших из Астрахани судов юрьевчанам прямо с палубы кидали арбузы. Некоторые из них падали прямо в реку, другие разбивались о пристань, ну а третьи попадали по назначению к большой радости счастливчиков. Прямо с парохода продавали астраханские томаты. Ничего слаще и ароматнее их не было и, хотя Юрьевецкий край выращивал большое количество этого овоща, желающих купить астраханского помидора было немало.

Кривоозерский монастырь

Гордостью наших мест был Кривоозерский монастырь, расписанный внутри рукой царского изографа Кирилла Уланова. Он считался одним из самых крупных в Костромской области. Монастырь стоял прямо на берегу Кривого озера, окруженный мощной, высокой стеной. Там были кельи в три этажа, где когда-то жили и молились монахи, усмиряющие свои страсти и ищущие Бога. Его красота поражала многих художников, любивших бывать в наших местах. Окрест его росли молодые сосны, которые придавали пышность и легкость всему этому ансамблю. Неподалеку, как упоминание о крепкой русской вере, росли дубы. Вообще, вся сторона от Немды до Завражья была покрыта дубовыми лесами. В них грибники любили набирать большие корзины боровиков, от которых шел необыкновенный запах теплого леса. И было во всем этом что-то величественное, уникальное и постоянное.

Затопление

К затоплению народ Юрьевецкого края отнесся с пониманием и нескрываемой душевной тоской. Люди покидали места, где родились и выросли, со слезами на глазах.

Когда взрывали Кривоозерский монастырь, вся округа была заполнена людьми, некоторые от горя стояли на коленях и плакали. Первый раз взрыв производили толом — это не дало больших результатов, монастырь даже не шелохнулся. Тогда стены обложили динамитом. После глухого хлопка большое облако пыли поднялось в воздух. После этого люди словно в замедленной съемке увидели, как медленно опускаются бревна на землю. Все было кончено.

Дальше последовали вырубки дубовых рощ. С каждого дерева напиливали по 7,5 кубометров дров. Люди в спешке перевозили дома на правый берег реки.

Большая вода

Теплоход «Витим»
Теплоход «Витим»

Большая вода затопила всю округу. Река стала выглядеть спокойнее, уже не было такого стремительного течения. Людям нужно было привыкать к новой Волге. Стали появляться новые суда на реке, привычные «колесники» «канули в Лету».

Через большую Волгу стал ходить паром СП. Утренние и вечерние рейсы на Сокольское собирали много народу. Большое количество грибников с большими корзинами отправлялись до Селянцева. По реке ходил местный пароход «Витим», с 1974 года были пущены пробные метеоры.

В это время больше стало появляться пассажирских судов. Здание порта всегда было заполнено народом. Люди хотели передвигаться по воде. На судах стали оборудовать буфеты. Путешествовать на большое расстояние стало приятнее и быстрее.

Для отправки детей в летний загородный лагерь «Мячево-Пустынь» был пущен «Московский-19». Для ребят было большим удовольствием прибыть до места отдыха по воде.

 День города

Как вспоминает Владимир Наумович Циперштейн, в прошлом главный диспетчер порта «Юрьевецкий», особенно красивое зрелище Волги и кораблей открывалось в День города, когда в вечерних сумерках к Городскому саду подходили катера во главе с «Озерным» и, выстроившись в одну шеренгу, давали салют в честь праздника. Люди наблюдали все это, заполнив набережную, близлежащие холмы. Августовские ночи темные и теплые. Дав последние залпы, корабли уже в полной темноте отправлялись в порт, оставив людям неизгладимые впечатления.

Особые случаи

На любой воде случается всякое. Погода на Волге изменчива: налетела тучка, поднялась рябь, да и гроза может застигнуть  — приятного мало. Сколько раз местные корабли закрывали своей кормой лодки, попавшие в непогоду, приводили их к берегу.

Однажды туман над Волгой выдался особенно сильным. Вышедший из Сокольского метеор потерял ориентиры и сел на мель вблизи города. По речной связи о случившемся узнали на берегу. На помощь метеору были отправлены плотовод и катер «Озерный». Своим сильным винтом плотовод промывал канаву в мели, чтобы освободить метеор из «плена». «Озерный» старался подтолкнуть сзади. Спасательная операция закончилась удачно, все пассажиры прибыли в пункт назначения в срок.

Нужно отметить, что круглосуточная речная связь (от Ячменки до Желваты) имела очень большое значение для судов. Благодаря ей и спасательной службе было предотвращено много неприятных ситуаций на воде.

Важные грузы         

Волга не перестала быть «рабочей» рекой, по ней по-прежнему перевозилось большое количество важных грузов. Льнофабрика получала контейнеры с пряжей, необходимой для производства. Отсюда везли наше знаменитое пиво, которое славилось по всей Волге. Такого пива, как у нас, нигде прежде не было, да, скорее всего, нет и сейчас.

Большими баржами шла поставка угля для города и района. Крупнозернистая соль также прибывала к нам по воде для нужд рыбзавода и хлебозавода. Казалось, летней порой на барже переправляют снег. Белые кристаллы блестели на солнце серебром, точно снежинки на морозе.

«Издалека  долго  течет  река  Волга...»
ВОСХОД-06 2004 год автор hydrofoiler

Река жила сложной, насыщенной жизнью

В 2008 году в наш порт зашел последний метеор. Порт осиротел. Роль реки изменилась. Из помощницы она превратилась в падчерицу, которая работает не меньше, а отдачи для города никакой. Да и мы, честно говоря, забыли о матушке Волге. Хорошее быстро забывается.

Алла Шестакова

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»