Сохранится ли льгота  при назначении трудовой пенсии по старости:  включение в страховой стаж периодов службы в армии,  ухода за ребенком и др.?

Такие периоды по-прежнему будут входить в стаж при расчете размера пенсии. Изменение законодательства не планируется.

В страховой стаж засчитываются следующие не страховые периоды:

—              прохождение военной службы   (другой приравненной к ней службы);

—              получение пособия по обязательному социальному страхованию в период  временной нетрудоспособности;

—              уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

—              получение пособия по безработице;

—              участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

—              содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

—              уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;

—              проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

—              проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.

Эти периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.

 Будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам?

Да, будут. В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней.

Правда ли, что будут ликвидированы досрочные пенсии для людей, занятых на вредных и опасных производствах?

Это неправда. Институт досрочных пенсий сохраняется. Вопрос, кто будет платить льготные пенсии — как раньше, вся страна, или работодатели-владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест.

Действующий институт досрочных пенсий не содержит страхового источника для выплат досрочных пенсий. Все страхователи платят одинаково, тариф для всех работодателей не зависит от того, в какое время выходит их работник на пенсию — в 45, 50, 55 или в 60 лет.  Т.е. гражданин получает пенсию на несколько лет дольше других граждан, а страховые взносы за него вносятся по общему тарифу, но меньший период времени. К тому же, у работодателей-владельцев вредных производств отсутствует заинтересованность в том, чтобы улучшать условия труда на этих рабочих местах, модернизировать производство.

Для справки: 75% пенсионеров, которые получают досрочную пенсию и ещё не достигли общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать. То есть сам институт пенсии как компенсация утраченного заработка теряет свою правовую природу.

 Как будет реформироваться институт досрочных пенсий?

Стратегия предлагает реализацию данного вопроса в несколько этапов.

Первый этап в краткосрочной перспективе — введение дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей, у которых имеются рабочие места с особо вредными условиями труда. В соответствии со Стратегией дополнительный тариф для застрахованных лиц, работающих на вредных и опасных производствах, составит:

по Списку №1: в 2013 году — 4%, в 2014 году — 6%, в 2015 году — 9%;

по Списку №2: в 2013 году — 2%, в 2014 году — 4%, в 2015 году — 6%.

Для справки: По расчетам, обоснованный тариф для данной категории работодателей — 15% для Списка №1 и 10% для Списка №2.

В Стратегии отмечена необходимость формирования института корпоративного пенсионного обеспечения, чтобы у работодателей появилась возможность осуществлять платежи в корпоративную пенсионную систему. При этом работодатели могут как создавать  собственные пенсионные системы, так и присоединяться к тем, что уже действуют на рынке. В настоящее время на рынке пенсионного страхования активно действуют  только негосударственные пенсионные фонды. Поскольку есть необходимость в расширении перечня финансовых институтов на рынке пенсионного страхования, государство будет стремиться, чтобы на этот рынок пришли и страховые компании, и кредитные организации.

В соответствии со Стратегией, у работодателя должна появиться возможность не платить за работников, занятых на вредных или опасных рабочих местах, страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. При этом делать отчисления за этих работников в корпоративную пенсионную систему.

  Что будет с теми людьми, у кого уже есть половина или больше стажа, дающего право на досрочную пенсию?

Все пенсионные права, заработанные до изменения законодательства, будут сохранены и учтены при назначении гражданам пенсии.

 Для лиц, имеющих «полный» специальный стаж:

сохраняется право на досрочное назначение и выплату трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования в полном существующем объеме — то есть ничего не меняется.

Для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж:

сохраняется право на назначение досрочной  трудовой пенсии, приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате их работодателями страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере;

предусмотрено предоставление социальных гарантий и компенсаций со стороны работодателя в соответствии с коллективным / индивидуальным трудовым договором. При этом работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Для работников, которые вновь будут выходить на рабочие места с вредными условиями труда за пределами 2014—2015 года, предлагается иная модель формирования пенсионных прав за работу во вредных условиях. Уже не в рамках обязательного пенсионного страхования, а в рамках социального страхования, страхования риска утраты профессиональной способности.

  Будут ли пересматриваться списки вредных и опасных производств, работники которых имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости?

Списки №1 и 2 пересматриваться не будут. Ключевой вопрос — в аттестации конкретного рабочего места, оценке конкретных условий труда. Ни для кого не секрет, что часть профессий из Списков №1 и №2 уже в силу технического прогресса перестали быть вредными. Порядок аттестации будет разработан Правительством с участием профсоюзов и работодателей. Предполагается предоставить представителям работников действенные механизмы аттестации рабочего места, чтобы можно было установить, действительно ли данное рабочее место, по профессии включенное в список, является вредным. А профсоюзам, представителям работников в случае, если они не согласны с результатом аттестации этого рабочего места, дать возможность обжаловать это решение, произвести экспертизу более высокого уровня для того, чтобы еще раз убедиться в его справедливости или установить обратное.

Как  будут стимулироваться работодатели к формированию корпоративных пенсий для сотрудников, занятых на вредных и опасных производствах?

Работодателям, имеющим рабочие места с вредными условиями и делающим отчисления в корпоративную систему, будет предоставляться возможность вычета из платежа в систему обязательного пенсионного страхования.

Если работодатель присоединился к корпоративной пенсионной системе, средства, которые он перечисляет за своих работников, фиксируются на их индивидуальных счетах в этой системе. Соответственно, пенсионные права у этих работников формируются, и на эти суммы снижается размер платежей работодателей в систему обязательного пенсионного страхования. Средства, отчисленные в корпоративные пенсионные системы, будут участвовать в процессе инвестирования  через рыночные финансовые инструменты с гарантированной доходностью, которая обеспечивается страховыми компаниями, кредитными организациями или негосударственными пенсионными фондами.

Второй стимул к формированию пенсионных накоплений в рамках корпоративных пенсионных систем — в выборе самого работника. У граждан должен быть выбор — формировать свои пенсионные права в полном объеме в солидарной пенсионной системе под эгидой государства или частично формировать их в рамках добровольной пенсионной системы. Если гражданин выбирает участие в добровольной системе, то платеж, который должен был бы платиться в обязательную солидарную систему, будет направлен в корпоративную пенсионную систему.

Для справки:  Сегодня около 8 миллионов человек, работников крупных корпораций топливно-энергетического и промышленного секторов, участвуют в корпоративных пенсионных программах. Объем пенсионных накоплений, сформированных ими в негосударственных пенсионных фондах, превышает 800 миллиардов рублей.