К.А.Караваева

Учитель-логопед — такая важная и нужная профессия в современном обществе.  Роль логопедических занятий в речевом развитии ребенка нельзя преуменьшать. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил красиво, выразительно, писал грамотно. В этом немалая роль учителя-логопеда.

Уже не первый год работает в ДОУ №5 молодой специалист-учитель -логопед Ксения Караваева. Она закончила Шуйский педагогический университет в 2009 году по специальности «Логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика».
Выбор этой специальности не случаен, наверное, сама судьба направляет нас по дороге жизни. Однажды Ксения шла по улице и обратила внимание на ребенка, который что-то пытался объяснить бабушке, но она его не понимала, малыш рыдал. У мальчика был дефект речи, поэтому его понять было трудно. Сердце молодой девушки дрогнуло, и Ксения твердо решила, что будет помогать этим беспомощным маленьким созданиям стать увереннее в жизни.
После окончания учебы работала в специализированном детском саду города Кинешмы для детей с задержкой психического развития в должности учителя — дефектолога, совмещая по выходным должность учителя — логопеда в городе Юрьевец, так как в родных местах с учителем такой направленности всегда был дефицит.
Отдыхать совсем не хотелось, ведь работа — это накопление опыта, а опыт в каждой профессии немало важен. А потом, когда свое дело нравится — оно никогда не в тягость. Конечно, в конце дня чувствовалась усталость, но она скоро перерастала в удовлетворение. Работа с детьми интересна, требует творческого подхода, а самое приятное — услышать внятный результат своего труда.
Город Юрьевец — это город детства, город, где живут родители, это то место, где тебя любят и ждут. Вернулась на родину и не пожалела, именно здесь нашла вторую половинку. Сейчас супруги Караваевы воспитывают двух замечательных малышей. С воспитанием помогают бабушки — Марина Николаевна и Светлана Юрьевна. Они с детьми очень большие друзья.
— В нашей семье двое детишек: сын Егор и дочь Катюша, — говорит Ксения. — Мы с мужем очень хотим, чтобы они были дружны, приходили на помощь друг другу в трудную минуту, шли по жизни рядом, не теряя один другого из виду. Уже сейчас видно, что Егор (он чуть постарше Кати) направляет ее, старается уберечь, защитить. Он уже чувствует свою ответственность перед сестрой — и это хорошо.
Сейчас все свободное время стараемся уделить детям. Как только выдаются свободные минуты, проводим их с пользой. Наш папа Иван садится за руль, и мы отправляемся в путешествие на автомобиле. Любим ходить за ягодами, за грибами. Самое увлекательное для детей — это движение, причем любое — на автомобиле, пешком, плохая погода для них также не препятствие.
Самыми счастливыми и радостными днями в семье являются дни рождения детей. В это время в доме собирается очень много народу. Приходят близкие родственники и друзья со своими детьми. Дом наполняется детским смехом и радостью. На день рождения мы надуваем много воздушных шаров — именно они поднимают детям настроение.
О выборе своей профессии Ксения Анатольевна еще ни разу не пожалела.
Хорошо отзывается о ней заведующая детским садом «Рябинка», в котором в настоящее время трудится Ксения, Татьяна Леонидовна Зарубина: «Ксения Анатольевна очень внимательный человек, ответственный и добрый. Дети тянутся к ней, она умеет расположить их к себе. У нас в саду есть одна девочка, которая посещает занятия Ксении Анатольевны. Прозанимавшись месяц, девочка привела на занятия своего двоюродного брата, у которого нет никаких изъянов в речи, Ксения приняла обоих детей. Их совместная работа дает больше результатов.
Видно невооруженным глазом, что Ксения Анатольевна любит и понимает детей. В этом сложном деле без любви к детям ничего не добьешься, а у нее получается. За три месяца занятий речь детей значительно улучшается».
График логопеда насыщен и многообразен — один раз в неделю она проводит встречи с родителями, еженедельно проходит профилактическая гимнастика во второй младшей группе. Подобные занятия помогают выявить детей с отклонениями в речи и уже в средней группе логопед начинает заниматься с ними, подготавливая к школе.
В самом начале работы у молодого специалиста только теоретические знания, которые он применяет в своей практике методом проб и ошибок. Книжная методика учит одному, но практика требует индивидуального подхода.
О начале своей логопедической деятельности Ксения говорит так:
— Помню своего первого воспитанника. У него в речи отсутствовали многие звуки. Работа предстояла сложная. Некоторые из звуков, такие как «с», «з», появились уже с первых занятий, а вот со звуком «л» мы работали в течение нескольких месяцев. Сережа (так звали воспитанника) до того привык к занятиям, что считал кабинет логопеда своим вторым домом. В итоге звук «л» у нас все — таки появился.
Был и такой случай, когда у девочки с внешне благополучными данными в работе по исправлению звукопроизношения не наблюдалось положительной динамики. Как потом оказалось, у ребенка были проблемы со слухом.
У многих детей в наше время при видимом присутствии звука наблюдаются искажения. Ребенок может произносить звук «ш», но неправильно, когда воздух идет в щеки или оттягивает язычок назад, звук искажается. Если у ребенка присутствует такая проблема, нужно поскорее обратиться к логопеду за помощью, так как нарушения произношения любого звука приведет к трудностям обучения в школе, ребенок не сможет грамотно писать и читать. Начнутся проблемы, нежелание ходить в школу выльется в неуспеваемость.
Некоторые родители не совсем понимают важности логопедических занятий, а успех занятий зависит во многом от закрепления пройденного на занятиях дома с родителями в непринужденной обстановке.
Эффективность постановки звуков зависит и от регулярности занятий.
— Проводить занятия так, как хотелось бы, не всегда получается, — сетует Ксения Анатольевна. — Детей с нарушениями речи много, поэтому каждому ребенку много времени не уделишь.
А ведь чтобы был результат, нужны время и усилия. Да и оборудования в методическом кабинете, который логопед делит с музыкальным руководителем, очень мало. Для его приобретения нужны немалые деньги, а где их взять? Вот и старается Ксения Анатольевна какой- то материал дома распечатать, что- то купить на собственные деньги. Без наглядности в этом деле никак, ребенок должен видеть яркую картинку, иначе его не заинтересуешь. Управление образования в свою очередь обещало помочь с приобретением необходимой наглядности.
— Детям нужно поставить речь любым способом, иначе зачем я в профессии? — говорит Ксения Анатольевна.
Вот на таких энтузиастах и держится вся система российского образования.
В заключение нашей встречи Ксения дала несколько простых и в то же время важных советов: «Уважаемые родители! Детям нужно живое общение, а не мультфильмы, которые плохо отражаются на речевом развитии ребенка. Обязательно нужно читать детям как можно больше.
Будьте внимательны к своему ребенку, разговаривайте с ним с рождения короткими простыми фразами, называйте окружающие предметы, не сюсюкайте, развивайте мелкую моторику, так как существует связь речевых зон мозга с движением пальцев рук. Все в жизни нужно делать вовремя, в том числе исправлять и корректировать речь ребенка. Уделяйте как можно больше внимания малышу — и у вас все получится.»

Алла ШЕСТАКОВА