Когда в сердце звучит музыка

Наталья Григорьевна Чачба
Как хорошо, что Наталья Григорьевна
вновь в родных местах

Задумывались ли вы о том, что вся наша жизнь связана с музыкой. Музыка весеннего дождя, мелодия зеленой дубравы. Мы все живем в мире звуков, но мало тех, кто может воспроизвести эти божественные мелодии. Наталью Чачба музыка «взяла в плен» с самого раннего детства и не отпускает до сих пор.

Наташа стала петь уже в детском саду. Маленькая, хрупкая девочка в пышном платьице смело держалась на сцене.
Абхазский народ более эмоционален, возможно, это и передалось Наташе, ведь в ее жилах течет и частица абхазской крови. Ее дядя, Михаил Чачба-Ширвашидзе, был прекрасным аккордеонистом. С аккордеона начала и Наташа, но об этом чуть позже.
А пока… В 1962 году открылась музыкальная школа в городе Юрьевце, и Наташа стала одной из ее первых учениц. Долгая дружба с музыкой началась с класса аккордеона, который ей преподавал Александр Валентинович Фотеичев.
Музыкальная деятельность развивалась со скоростью летящей стрелы. Обучаясь в седьмом классе средней школы №1, где на тот момент директором была Александра Васильевна Сиротина, Наташа проводила школьные елки. Сподвижником всего этого была Клара Григорьевна Кузюкина, видевшая в девочке талант и увлеченность. А в 1965 году Наташа организовала ансамбль «Пингвиненок», куда входили Елена Галанина (Патракова), Галина Суханова (Королева), Галина Дубравина (Козлова), Ирина Киселева (Доброва). Много выступали, много ездили. Не было ни одного дня, чтобы он прошел без музыки. Позже в жизни Наташи был ансамбль «Юность».
Трудовая музыкальная деятельность девушки началась с 16 лет. Нехватка учительского состава стояла так остро, что руководитель РОО Михаил Александрович Гвоздев принял решение зачислить одаренную ученицу в ряды преподавателей музыки.
Наташа день преподавала, а вечером обучалась в школе рабочей молодежи.
В это время она познакомилась с Валерием Леонтьевым и исполнила с ним несколько песен. Не так давно они снова смогли встретиться спустя столько лет. Валерий все такой же увлеченный, только немного грустный.
В 1969 году Наталья попадает в город Кострому, где задерживается на четыре года. Учась в музыкальном училище, девушка успевает работать в детском саду музыкальным руководителем и вести детскую студию.
Подходил к концу четвертый курс обучения. Наталья, как птичка, порхала от работы к учебе. Но, как говорится, от любви не скрыться никуда. Маленький шаловливый Купидон ранил сердце девушки — она влюбилась. Теперь музыка звучала для нее по-другому — особенно нежно.
Наталья вышла замуж и, не закончив обучения, отправилась за мужем в Североморск, но и там продолжила свое любимое занятие.
Юрьевец всегда тянул назад. И чем дальше уезжала Наталья, тем сильнее становилось притяжение. В итоге, силы бороться с этим чувством иссякли, и она вернулась в родной город.
В декабре 1992 года Наталье Григорьевне было предоставлено здание для создания досуговой деятельности детей. Над названием учреждения думали вместе с начальником отдела образования — Аллой Михайловной Павловой. Так появился Детско-юношеский центр, который давал большие возможности для деятельности, были бы силы. А сил и задумок у Натальи Григорьевны было достаточно. И она с большим энтузиазмом взялась за устройство работы ДЮЦа. Многое было «выбито» для учреждения благодаря ее упорству и несгибаемому характеру. Выгоняли в одну дверь, она входила в другую.
Нет лучшей похвалы, чем сияющие искорки в глазах детей. На это и ориентировался директор ДЮЦа. Строгая, требовательная, она смогла поставить работу так, что все работало, как часы. Досуг детям был обеспечен. Наталья Григорьевна с благодарностью вспоминает людей, которые не бросили, помогли в этом трудном деле.
Однако по стечению обстоятельств в 2000 году она уходит из ДЮЦа и возвращается в музыкальную школу, а в 2008 году и вовсе уезжает в Абхазию, где ее ждет постаревший отец.
Навалившиеся жизненные трудности усугублялись вновь подступившей ностальгией по родным местам. Это было как наваждение. Юрьевец звал назад, особенно весной. Тот, кто испытал подобное чувство, может представить, как больно просыпаться в другом месте — не там, где «бродил» всю ночь напролет в своем сне.
Наталье пришлось приложить немало усилий, чтобы подавить в себе эту боль — музыка вновь спасла ее. Она сочинила много стихов и перекладывала их на музыку, одно из них, написанное в Абхазии, посвящено Юрьевцу:
И куда бы судьба
ни бросала порой,
Вижу тихие улочки
в сумерках синих.
Ты частица души, город,
сердцу родной,
Древний Юрьевец мой,
вековая Россия.
А родной город посещала каждый год, труднее всего давалось расставание с ним. В очередной раз, приехав навестить Юрьевец, Наталья не смогла уехать — не хватило сил. Осталась. От постоянных звонков из Абхазии телефон стал «горячим». Наталью Григорьевну настойчиво звали назад. Она понимала, что там для нее больше возможностей, но Юрьевец не отпускал.
Сейчас она работает в музыкальной школе, родной ДЮЦ открыл ей свои объятия. Наталья Григорьевна вновь окунулась в мир детей и музыки — что ей так знакомо. Собирает вокруг себя одаренных детей и, возможно, вскоре мы услышим плоды ее трудов — детский хор.
Глядя, с каким воодушевлением она работает, я подумала: «Юрьевецкий воздух ей только на пользу». Пусть так и будет. Творческий человек должен чувствовать свободу и энергию родных мест. Тогда все будет как надо: и душа спокойна, и результат хороший.

Алла Шестакова, фото автора

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»