Любовь к морю

Рыжов И.П.Проходя по улице Куйбышева, расположенной в микрорайоне Пушкариха, многие жители и гости города невольно обращают внимание на модели судов, расположенные на фронтоне одного из домов и на балконе гаража, стоящего рядом. Мы встретились с владельцем этого дома, Игорем Павловичем Рыжовым, у него дома, где он с удовольствием показал свою коллекцию и рассказал о том, что его подталкивает на изготовление тех или иных поделок.
Детское увлечение
Увлекаться изготовлением поделок из дерева Игорь начал еще в начальных классах. И классу к пятому- шестому он уже самостоятельно мог изготовить небольшие несложные кораблики.
— У меня по трудам всегда была пятерка. Все задания выполнял легко. Это, наверное, потому, что педагог у нас был хороший — А.А.Пахотин, — так начал свой рассказ Игорь Павлович. — Он нам все объяснял очень душевно, спокойно, доходчиво. Чувствовалось, что Адольф Александрович свою работу любил. Мне очень нравилось, как он резал маски из дерева. А какие он писал картин! Талантливый во многих направлениях человек.
Пришла юность, появились другие увлечения. Потом был период, когда Игорю на хобби просто не хватало времени.
Море и Волга
Когда мы с ним поднялись на балкон над гаражом, то увидели не два, как это видно с улицы, а несколько макетов яхт и старинных колесных теплоходов различных марок. На мой вопрос: почему большинство поделок — суда, он ответил следующее.
— Я три года проходил срочную службу на Тихоокеанском флоте в подразделении, которое занималось обеспечением подводных лодок. База находилась в пятидесяти километрах от Находки. Это, можно сказать, самая восточная точка России. Дальше за Японским морем была Япония, — рассказал Игорь. — По окончании службы месяц погулял, а потом один из родственников предложил мне пойти на сухогруз. Я решил попробовать. В итоге проработал на теплоходе СТ — 952 на Волге шесть навигаций.
Судно, на котором ходил Игорь, – теплоход — сухогруз (в народе их называют баржа) грузоподьемностью 600 тонн (10 вагонов). Его длина 67 метров. Это немного короче теплохода марки «Волга- Дон». Экипаж — 5 человек. Каждую навигацию они не по одному разу бороздили Волгу, побывали в Ростове-на-Дону и в Астрахани. Ходили и на Азовское море.
— Было хорошо, а потом настали «смутные времена». Начались перебои с выплатой заработной платы. Дружный экипаж стал распадаться, — с грустью вспоминает бывший речник. — Затем Кинешемский порт- место нашей приписки начал «разваливаться». Суда продавали и «резали на металл», а потом и порт, как предприятие, перепродали.
Яхты, теплоходы, храмы
Приходилось работать где придется, в том числе и кочегаром. Вот тогда он вновь вспомнил про свое хобби и начал мастерить суда. Сейчас у него на балконе над гаражом стоят макеты несколько суденышек, яхт и два колесных теплохода. Игорь даже выяснил историю их создания. Так теплоход под названием «Сварщик» был выпущен в г.Сормово и занимался обслуживанием и ремонтом судов. А второй «Межень» был построен в 1897 году.
У слухового окна на переднем фронтоне дома установлен большой парусник. Его Игорь изготовил около четырех лет назад всего за несколько дней. Дольше устанавливал на место: высоко и тяжело. Были и другие поделки, но многие из них он подарил друзьям.
За небольшим исключением специально материал он не закупает. Правда, когда изготовлял копию одного из храмов с Онежского озера, построенного без единого гвоздя, покупал ровные березовые череночки.
— Сам храм находится в Кижах. Мне просто понравилась картинка в интернете. Взял и сделал, — рассказывает Игорь. — Сейчас он находится в Доме Черкасских, в будущем музее А.Роу. Прежде стоял в Георгиевском зале. В День города я все свои поделки, находившиеся в зале, выставлял на всеобщее обозрение на площади. Некоторыми из них заинтересовались юрьевчане и гости города.
Хочу быть востребованным
Как сказал автор, он все делает без чертежей, но с соблюдением пропорций. Если материал есть в наличии, то домик может сделать дней за десять. Идею, как правило, не вынашивает. Как надумал, так сразу и начинает делать. Не бросает, пока не увидит конечный результат своего труда.
А что касается копий судов, то тут кораблик кораблику рознь. Он не стремится сделать копию один к одному. Возможны, как говорится, «небольшие отклонения от проекта». Например, теплоходы — колесники изготовлял по старинным фотографиям. Да и те были не самого высокого качества. Как говорит Игорь Павлович, надо иметь хоть какое- то представление о судах. А оно у него есть. Иногда, правда, автору бывает обидно, что его работы не востребованы. И дело даже не в деньгах… Хотя сейчас он официально сказать безработный.
— Обидно. Хочется показать людям, но не могу, — сетует автор. — Для того, чтобы их куда-то вывезти, необходим грузовой транспорт.
«Она же добрая»
ГармонистВо дворе у калитки расположилась сказочная композиция. Леший беседует с бабой Ягой (ростовые куклы). Рядом ее атрибуты: ступа и метла.
— У меня до этого была другая композиция — баба Яга и Леший. Она сидела в ступе, — говорит автор — У нее выражение лица было пострашнее. И Леший слегка по-другому одет. Был еще и Емеля с гармошкой. Мне тут как-то сказали, что баба Яга — это нечисть. Да, это так, но вспомните сказки. Она же добрая. Она никого не съедает, да наоборот, даже помогает.
В саду — беседка, которую Игорь Павлович планирует переделать, и много цветов, которыми увлекается жена Татьяна Владимировна. В прошлом году Игорь привез из леса можжевеловых кустов. Два из них прижились, и вместе с землей в сад попали корешки зверобоя и лесной земляники, в этом году земляника начала плодоносить. Но это уже другая история.
М.Крайнов
Фото автора и из личного архива И Рыжова.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»