Ирина Анатольевна НечаеваУдивительный праздник — День рождения: веселый и беззаботный — в детстве, загадочный и многообещающий — в молодости, равномерно отсчитывающий годы — в среднем возрасте и очень волнующий тогда, когда годы становятся богатством.
Красивые и нарядные с букетами роз, хризантем, лилий спешили юрьевчане двенадцатого февраля в Культурный центр им. А.Тарковского, чтобы поздравить и сказать идущие от сердца слова удивительной женщине Ирине Анатольевне Нечаевой, которая в этот день отмечала свой юбилей. Из зала доносились звуки музыки: за музыкальным инструментом — сама юбилярша, как всегда внешне спокойная, интеллигентная, красивая женщина.

Но в этот день, несмотря на то, что на праздник пришли только близкие люди и друзья, она заметно волновалась.
  Праздник шел своим чередом: звучали поздравления от администрации и Пенсионного фонда, ЗАГСа и отдела социальной защиты, от коллег по музыке Е.А.Малякиной и В.В.  Никольской,  Е.В.Петрова и С.Л. Сидорова, Н.Н.Надеждиной. Причем, кроме поздравлений и роз, каждый подарил свой музыкальный подарок. Небольшой, но запоминающийся концерт провела  детская школа искусств. Какие талантливые юрьевецкие дети! Ирину Анатольевну это порадовало: она сама долгое время  занималась музыкой с малышами детских садов.
   Что мы знаем об этой удивительной женщине? Об этом рассказала презентация слайдов родословной  семьи  Нечаевых, которая оставила свой яркий след в жизни нашего города. Презентация составлена по материалам сайта Т.Масловой «О чем поведали семейные альбомы». Дед Ирины Анатольевны приехал со своей семьей в Юрьевец в 1905 году по  приглашению фабриканта  Миндовского, который построил здесь одну из своих фабрик по переработке льна. Проект зданий был выполнен его другом архитектором Власовым. Когда на фабрику потребовался опытный управляющий, то архитектор предложил пригласить своего родственника Василия Яковлевича Нечаева. Он прекрасно знал дело, т.к. его родители имели свою льнопрядильно-ткацкую фабрику в селе Красавино на реке Северная Двина. Она была единственной в России по многосложной переработке льна. Что из него только ни делали: простыни махровые, полотно беленое узорчатое для полотенец, салфетки десертные вафельные, суровые, белые, кремовые, с цветной каймой, канвовые, кофейные, платки носовые мужские и дамские, чесуча гладкая и узорчатая, рогожка, пестрядь, половики, тик, мебельная материя, скатерти и т.д. Изысканные, тончайшей работы изделия доставлялись царственным особам  России и Англии.
   Василий Яковлевич с семьей, где было трое детей — Аня, Толя (отец Ирины Анатольевны) и Володя, остановился у своего родственника архитектора Власова в его доме. Свой дом он придумал и построил сам. Такой, какой ему хотелось. Розовое чудо в кружеве деревянной резьбы. Даже сейчас, ободранный, с заколоченными окнами, дом кажется удивительным, появившимся из сказки детства. Каким же он был раньше! Стены в доме были покрашены под мрамор и малахит. Везде были сверкающие медные ручки. После смерти архитектора его дочь продала дом Василию Яковлевичу Нечаеву, где прошло счастливое детство его детей. До самой смерти, до 1929 года, Василий Яковлевич работал на фабрике, потому что и после революции такого опытного специалиста не смогли найти.
   Анатолий рос творческим ребенком: он прекрасно рисовал, играл на рояле. Все Нечаевы в разной степени были музыкантами. В доме всегда звучала музыка, Анатолия она будет сопровождать всю жизнь. Он окончил реальное училище и получил профессиональное музыкальное образование. В 1920 году возмужавший парень был призван в армию. Прибыл на пересыльный пункт в Кинешме. Там стояло пианино, и Анатолий начал играть на нём. Прибывали и отправлялись новые группы новобранцев. А он всё играл. Так Анатолий дальше Кинешмы и не уехал. Начальство не отпустило.
Ещё в 1919 году ему понравилась девушка — Александра Волкова. Её отец, заслуженный учитель Михаил Александрович Волков, заведовал гимназией в Родниках. Был очень хорошим человеком. Много-много лет прошло — а в семье до сих пор вспоминают о нём добрыми словами. В 1920 году Анатолий и Александра поженились. Через 3 года родилась дочка Ирина, а затем сын Володя.  В то время по стране много гастролировало артистов, музыкантов, художников. В Юрьевце они останавливались у Нечаевых. Какое-то время это сохранялось и после революции.  Ира впитывала эту атмосферу творчества, музыки с самого рождения. В три года она впервые села за рояль, а в пять во время открытия радиоузла в городе смогла исполнить первое музыкальное произведение. «Аура Юрьевца, его природа, Волга, — говорит сын Ирины Анатольевны Виктор Николаевич, — сделала их не только людьми, но людьми одаренными, творческими».
Детство Ирины и ее брата было, как и у большинства юрьевецких детей: жили на берегу Волги, забирались на крыши и заборы,  а иногда и плоты. Училась в школе №1, где преподавали родители. За свою долгую жизнь супруги Нечаевы выучили сотни юрьевчан, сохранивших о них добрую память.  Участвовала в школьных бал-маскарадах, много играла на рояле на школьных вечерах. На следующий день после выпускного вечера узнала, что началась война. Это ребятам из их выпуска  не довелось вернуться  домой. Правда, тогда разговоры шли, что война закончится быстро, в течение нескольких месяцев. Ирина едет в Горький и поступает в институт на факультет иностранных языков. Но вскоре город начинают бомбить, с наступлением зимы начинается холод и голод. Ирина переводится в Ивановский строительный техникум. После его окончания в 1944 году она получает направление в Киев в конструкторское бюро завода «Ленинская кузня». Киев только что освободили, кругом была разруха. Здесь Ирина возвращается к музыке. Однажды, услышав, как она играет, начальник купил рояль, и она с радостью играла во время перерывов и на вечерах. В Киеве она вышла замуж за молодого офицера Николая Короткова, здесь же появляется на свет их первенец Виктор. Затем семья уезжает в Германию по месту службы мужа. Там рождается второй сын Саша.
По возвращении в Россию семья живет в Иванове. Здесь ее сыновья заканчивают школу, энергоинститут. Но  все они не теряют связи с Юрьевцем, он остается самым дорогим сердцу городом. Здесь живет дорогой человек — мама и бабушка  Александра Михайловна. В 80-е годы Ирина Анатольевна возвращается в Юрьевец, чтобы ухаживать за престарелой матерью. Александра Михайловна была интеллигентной и сильной женщиной, в свои 95 лет она приветствовала юрьевчан на одном из Дней города. После смерти мамы Ирина Анатольевна живет в небольшой квартире трехэтажного дома в Куренях, который был построен после революции для  руководства льнофабрики. Две небольшие комнаты получил здесь и ее дед Василий Яковлевич после того, как у семьи отобрали их большой дом.
  Давно выросли ее сыновья, и даже внуки. Виктор Николаевич работал  главным энергетиком метрополитена г. Санкт-Петербурга. Александр Николаевич — доцент Ивановского энергоуниверситета, международный эксперт в области энергетики.
А Ирина Анатольевна снова вернулась к музыке. Исполнительницы романсов Е.А.Малякина и В.В.Никольская, услышав, как играет Ирина Анатольевна, сразу нашли с ней контакт. Их выступления переросли в концерты, а знакомство в дружбу. У Ирины Анатольевны своя особая манера игры, своеобразная аранжировка. Как все творческие люди Ирина Анатольевна талантлива, а талант — это, в первую очередь, огромный труд. Но за что бы она ни бралась, она доводит дело до конца, а если это творческая работа, то до совершенства. Пример тому, картины из соломки. Такой изысканной техники исполнения, цветового решения я не видела ни у кого.  Люди творческие, одухотворенные живут дольше, потому что они видят в жизни радостные стороны и живут этой радостью.   Радостные люди сильны духом, своим характером. Такова и Ирина Анатольевна. О ее доброте и интеллигентности, спокойствии и  силе воли, женской красоте и личном обаянии говорили друзья на юбилейном вечере. И тем, кто моложе, искренне захотелось быть на нее похожей.
    Т. Терешина,  фото автора