«Мое паломничество на Валаам»

ВалаамВ августе этого года юрьевчанка, педагог школы-интерната Елена Николаевна Макарова совершила паломничество в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, который находится в республике Карелия на острове Валаам на Ладожском озере. Елена Николаевна ездила вместе с группой людей, руководил которой священник из г. Каменники отец Гавриил. О том, как проходила поездка, она рассказала нашей газете.

— Началось все с того, что моя воспитанница родом из Каменников, к ней я несколько раз ездила в гости. Однажды услышала о том, что настоятель храма Рождества Христова в Каменниках игумен Гавриил ежегодно ездит на Ладожское озеро в Валаамский монастырь. Я давно хотела съездить на Ладогу, но дорога туда и обратно паломником занимает около месяца, а на такой срок оторваться от дома и от семьи не каждый может. И вот когда мы вместе со своей воспитанницей приехали в очередной раз в Каменники на ее день рождения, то посетили подворье церкви, где и встретились с отцом Гавриилом. Я попросилась, чтобы он взял меня с собой на Ладогу, он согласился. Моя воспитанница также поехала со мной. Отец Гавриил был Валаамским монахом и принял духовный сан там, поэтому каждый год он возвращается в свою духовную обитель в августе на праздник Преображения.

В паломничество с отцом Гавриилом ездят те люди, которые считают его своим духовным отцом. В поездку я взяла с собой палатку, надувные матрасы, спальные мешки и теплую одежду. И вот в конце июля мы выехали из Каменников на двух машинах — это пассажирский микроавтобус с прицепом, за рулем которого был сам о. Гавриил, и грузовая «Газель» с вещами.

Валаам3Первую остановку на нашем пути в Валаам мы сделали в Костроме и посетили основанный в 1426 году Преподобным Никитою — учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского — Богоявленско-Анастасийский женский монастырь, где побывали на литургии. В этом монастыре находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Следующую остановку мы совершили в 38 км от Ярославля — в Николо-Бабаевском монастыре. Этот монастырь получил свое название от бабаек — больших весел, используемых вместо руля при сплаве леса вниз по Волге. А в XIV веке здесь произошло чудо — явление иконы Святого Николая. Именно поэтому монастырь носит такое название. Меня там поразил святой источник на берегу Волги с соленой водой, которая напоминает морскую. В это же день посетили Свято-Введенский Толгский женский монастырь, основанный в 1314 году. Здесь было огромное количество цветов повсюду, что является одной из отличительных черт женского монастыря от мужского. В монастыре нас приняли, разместили в доме для паломников и накормили. В монастырях не берут с паломников плату за проживание и питание, но нужно отработать. Мы трудились на кухне: мыли посуду и убирались. На следующий день ранним утром побывали на литургии в монастыре и после обеда поехали дальше. По пути нам встретился указатель «Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь». Отец Гавриил решил заехать сюда на службу. Когда подъехали к монастырю, было понятно, что он отстраивается и восстанавливается. Здесь меня поразили огромные круглые поленницы дров и источник, у которого жил основавший монастырь в 1414 году преподобный Павел Обнорский — ученик преподобного Сергия Радонежского, а также огромный камень, на котором он молился, и кладезь, выкопанная им. После посещения монастыря мы поехали в Вологду, затем в Череповец, где посетили храмы и посмотрели сам город.

Из Череповца мы выехали по федеральной дороге на Санкт-Петербург, побывали в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре, который расположен в Ленинградской области. Главной его реликвией является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия). К монастырю мы подъехали около часа ночи, поразили его белоснежные каменные стены. Будить монахов в такой поздний час не стали, разбили палатки прямо у стен монастыря и переночевали. На следующий день отстояли литургию и поехали дальше на Санкт-Петербург. Следующим местом посещения стал Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, который расположен в 260 км от Санкт-Петербурга, недалеко от районного центра г. Лодейное поле. Он был основан святым преподобным Александром Свирским, которому по легенде в глухих девственных лесах Карелии более 500 лет назад воочию предстал Господь в виде трех Ангелов. Для меня это было первое сильное потрясение за время паломничества. В монастырь мы приехали вечером 4 августа и попали на службу. Он состоит из двух частей: Троицкий Собор и Преображенский Собор. В пределе, расположенном в Преображенском Соборе, находятся святые мощи преподобного Александра Свирского. Меня поразила нетленность мощей: на вид тело святого абсолютно живое, не холодное, а из раки, в которой лежат мощи, исходит благоухание. По легенде Александр Свирский обладал способностью изгонять злых духов и не раз у раки с его мощами происходили необычные вещи с людьми, которые падали, бились в истерике, кричали и издавали странные звуки.

После обеда мы покинули эти места и отправились дальше. По пути еще посетили Введено-Оятский женский монастырь, который расположен на берегу реки Оять, примерно в 200 км от Санкт-Петербурга. На его территории похоронены родители Александра Свирского.

И вот, наконец, 5 августа мы приехали в Санкт-Петербург, где посетили Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь, который был основан в 1900 году святым праведным Иоанном Кронштадским, здесь же находятся его мощи.

В Санкт-Петербурге мы также посетили могилу святой блаженной Ксении Петербургской и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. После посещения лавры поехали в сторону Пскова в Гатчинский Павловский кафедральный собор и церковь Серафима Вырицкого.

Следующей нашей остановкой был Псковский Рождества Пресвятой Богородицы Снитогорский женский монастырь. Именно в этот монастырь приходил когда-то А.С.Пушкин. Эта обитель расположена всего в 60 км от Пушкинских гор, там находится могила А.С.Пушкина. По пути к могиле А.С.Пушкина мы побывали в Псковских пещерах, где находится Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Чтобы попасть в пещеры, необходимо заранее подавать в монастырь заявку. Но отец Гавриил смог договориться с монахами и для нас провели экскурсию по пещерам. Здесь похоронены люди, при этом их тела остаются практически нетленными. Здесь же по легенде похоронены предки А.С. Пушкина. В этих пещерах постоянно держится температура +5, +7 градусов, возможно, именно поэтому тела и гробы похороненных людей остаются нетленными. У входа в эти пещеры находится огромная, выдолбленная из цельного дерева колода, в которой по легенде была похоронена святая Васса. Рассказывают, что когда в 1917 году в монастырь ворвались красноармейцы и пытались открыть колоду, то изнутри всполыхнуло сильное пламя, и даже сейчас на колоде видно и подтверждено специалистами, что дерево по краям было обожжено. Изнутри колоды также исходит благоухание.

Мы посетили Троицкий Собор, который находится в г. Остров. Этот небольшой город назван так, потому что с обеих сторон его обтекают реки. На Пушкинских горах находится Свято-Успенский Святогорский монастырь, который долгое время не работал, и сейчас идет его восстановление. На его территории находится Успенский Собор, в котором отпевали А.С.Пушкина. Здесь меня поразила огромная, выстроенная из булыжников, высокая каменная лестница. После посещения Собора мы побывали на могиле А.С.Пушкина. Все могильное надгробье, а оно довольно высокое, усыпано свежими полевыми цветами, и наши букеты, купленные в цветочном магазине, смотрелись, так сказать, не совсем уместно в этом «царстве полевых цветов». Когда отец Гавриил начал читать литию у могилы, на глазах навернулись слезы. После посещения этих мест я почувствовала, что стала духовно богаче.

После этого мы вернулись в Санкт-Петербург, где к нам присоединились ещё несколько паломников. Затем поехали в Приозерск, а оттуда прямиком в Сортавальский район. По дороге нам не встречалось крупных населенных пунктов, и я чувствовала, что мы приближаемся к границе с Финляндией, так как все чаще на нашем пути встречались одинокие дома, выстроенные в финском стиле.

10 августа мы доехали до туристической базы, которая находится на берегу Ладожского озера. Здесь нам необходимо было переправиться на лодках на остров. Снарядить и загрузить лодки до наступления темноты мы не успели и, разбив палатки, переночевали на территории турбазы.

И вот 11 августа в обед мы отправились на остров Валаам — самый большой в составе Валаамского архипелага. На нем расположен поселок Валаам, входящий в состав Сортавальского сельского поселения, и Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества. Главный Свято-Преображенский Валаамский собор монастыря полностью перестроен в XIX веке. Здесь можно услышать знаменитое Валаамское церковное пение, которое активно возрождается. Побережье острова, состоящее в основном из пологих камней, усыпано множеством больших и маленьких бухт с немногочисленными песчаными пляжами, в одной из которых мы и остановились.

Название Валаам происходит от финно-угорского слова «валам» — высокая, горная земля. Острова были заселены еще в X веке, и почти сразу на них обосновались православные монахи. Основанный на Валааме монастырь был разорён и сожжён шведами в 1611 году и восстановлен только в 1715-м. В 1751 и 1754 годах деревянные сооружения снова сгорели.

Подготовил Г. ИДРИСОВ

 Окончание в одном из следующих номеров «Волги»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»