На что жалуетесь, доктор?

18 июня — день медицинского работника. В преддверии дня медицинского работника, наряду со словами благодарности нашим уважаемым докторам, фельдшерам, медицинским сестрам и санитаркам, хотелось бы порассуждать о некоторых проблемах российского здравоохранения.

На что жалуетесь, доктор?С экранов телевизоров то и дело можно слышать нелицеприятные материалы о нашей медицине и её работниках. Люди справедливо негодуют, возмущаются и порой забывают, что без медицины мы никуда. Без медработников нам просто не выжить в такое тяжёлое время.
Поэтому самый больной вопрос — отношение между врачом и пациентом.
С 90-х годов медицину, как и образование, стали относить к сфере услуг. Многие врачи этого не приняли, кто-то даже ушел из профессии. Все-таки врач — это не продавец, но в современной России он воспринимается исключительно как исполнитель медицинской услуги, а не как специалист, обладающий квалификацией, профессионализмом. В дореволюционной России и в Советском Союзе к докторам относились как к отдельной касте, как к штучному экземпляру (таковыми они и являются, особенно в малых городах), как к людям, которые всегда готовы прийти на помощь. Чувство благодарности было естественным, если врач помогал. Хотя необходимо заметить, что раньше умирали чаще: эффективность врачебных действий была значительно ниже. Но тем не менее отношение к лекарю было почтительным. А сейчас пациент требует: вы мне обязаны помочь! При этом часто не готов работать над собой. А уж если что не так, то «горячих» линий у нас сейчас в избытке, вот и строчим поклепы, не разобравшись в ситуации, лишь бы врача наказать.
Почему возникает недопонимание между врачом и пациентом? Человек, придя на прием или находясь в лечебном учреждении, хочет получить помощь, лекарства вне зависимости от того, какие проблемы испытывает система здравоохранения, конкретное лечебное учреждение, доктор. В итоге врач становится заложником системы здравоохранения и средств массовой информации. Часто пациент выполняет не все рекомендации врача или относится к ним недоверчиво, занимаясь самолечением по Интернету. А потом, придя к доктору, утверждает, что лечение не помогло.
Еще одна немаловажная проблема — низкий уровень жизни населения, в частности, в нашем районе. Врач назначает лечение по стандартам оказания медицинской помощи, а у пациента порой не хватает денег на лекарственные препараты, и он лечение прерывает или вовсе не начинает, надеясь на авось. А потом все выливается в запущенные случаи. Но ведь стоимость медикаментов в аптеках (хотя она и отслеживается государством) устанавливает не врач.
Чтобы ходить на работу и испытывать от нее радость, не последним фактором является и зарплата. Уже предчувствую возмущенные отзывы обывателей: вот, вечно они на зарплату жалуются, и так хорошо получают, другие еще меньше. Могу на это сказать только одно: другие — не врачи, и не учились 7 лет в медицинском вузе, и не зубрили латынь и другие медицинские науки, и не висит над ними такая ответственность за жизнь и здоровье пациента.
Удовлетворенность от своей работы у отечественных медиков в два раза ниже, чем у иностранных коллег. Большинство наших врачей работают по совместительству, чтобы довести свою зарплату до более или менее приличного уровня. Сюда еще приплюсовываются ночные дежурства, после которых нужно работать в обычном режиме, — и вот перед нами человек в белом халате, неразговорчивый, несколько раздраженный. А нам, пациентам, порой не нравится, что врач ничего не рассказал про нашу болячку, молча выписал рецепт- и все. При этом пациент даже не подозревает, что врач всю ночь принимал роды или стоял у операционного стола.
Исследование российских ученых показало, что 63 % врачей различных специализаций признали, что испытывают ощущения, характерные для синдрома эмоционального выгорания. «Сгорают», как правило, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей.
— Синдром эмоционального выгорания, к сожалению, характерен и для медиков нашей больницы, — признается заместитель главного врача Юрьевецкого филиала ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» Л.С.Доринова. — Стаж работы наших врачей, медсестер 20-40 лет, и в течение этого времени постоянные эмоциональные перегрузки, повышенная ответственность, работа в негативном эмоциональном поле, необходимость принимать быстрые и ответственные решения, опасность возникновения осложнений у больных в процессе оказания медицинской помощи.
Когда ты болен, слаб и беззащитен, тебе нужен человек, которому можешь полностью довериться. Поэтому здравые люди искали и будут искать во враче не только исполнителя медицинских услуг, но и нечто от Бога: милосердие, желание помочь по первой просьбе, — а если не доверяешь врачу, не веришь в него, то, вероятнее всего, и не вылечишься.

Проблема старения медицинских кадров — для района одна из основных.
Как привлечь на работу квалифицированных медиков?
Л.С.Доринова: «В советские годы практиковалась система распределения молодых специалистов именно с трехлетним сроком обязательной отработки по месту направления. Позже распределение было признано нарушением прав, ограничением свободы человека, противоречащим Конституции. С 2017 года введена реформа медицинского образования. В ближайшем будущем выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения (с 1 сентября 2017 года ликвидируется интернатура, как 7-й год обучения) должен будет в течение трех лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.
Высокая эффективность программы «Земский доктор» доказана и на юрьевецком сельском здравоохранении. Хотелось, чтобы она распространялась на привлечение молодых специалистов не только в сельскую местность, но и в малые города.
Конечно, должна быть и заинтересованность муниципалитета в кадрах. С 2013 года в Юрьевецком районе принята программа «Создание условий для оказания качественной и доступной медицинской помощи жителям Юрьевецкого муниципального района», по которой возможна оплата найма жилья молодым медикам с высшим образованием и ежемесячное стимулирующее пособие».

Ирина АЛИРЗАЕВА

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»