На одной волне…

На одной волне...«Мы с вами на одной волне», — именно так  встречу нынешних и бывших руководителей учебных заведений района, традиционно проходящую в Музее образования, охарактеризовала одна из ее участниц. И мы с ней полностью согласны.

Это не обмен опытом, хотя, конечно, не без этого, а разговор директоров школ — людей разных поколений — о прошлом, настоящем и будущем системы образования в районе. Чего греха таить, проблем здесь всегда хватало. Правда, тогда они были одни, а теперь совсем другие.

Например, картина, типичная для школы несколько десятилетий назад, — пять — шесть параллелей одного класса, обучение в две смены, в общем, нагрузки и на ребят, и на педагогов — огромные. Одна из участниц встречи Вера Васильевна Смирнова учителем стала сразу после окончания школы. Не поступила в мединститут, и директор средней третьей школы, выпускницей которой Вера Васильевна являлась, предложил вести географию в средних классах. Практика, обычная для тех лет, тогда многие только что закончившие школу ребята становились учителями и параллельно с этим  учились в вузах. А вот сегодня острой нехватки в педкадрах в учебных заведениях (даже при том условии, что молодежь в педагогику не спешит) не наблюдается, ведь и самих школьников не так уж много.

Переполнен был в те годы и Дом пионеров. Штат сотрудников доходил там почти до 80 человек. Директор Екатерина Дмитриевна Стафеева вспоминает, что, конечно, было много хозяйственных проблем. Но при всем этом коллектив работал слаженно, четко, очень тесно взаимодействуя со школами, ведь в каждой была своя пионервожатая. Сегодня это для многих учебных заведений — непозволительная роскошь, к сожалению.

А вот одним из самых больных вопросов для руководившего средней третьей школой Геннадия Евлампиевича Егорова была кочегарка. Самому даже однажды пришлось кочегарить. Полегче стало, когда построили новую школу, и все стали учиться в одну смену. С улыбкой сейчас вспоминает Геннадий Евлампиевич то, как стал директором, опомниться не успел. Приехала за ним, завучем Елнатской школы, машина из райкома и там настоятельно рекомендовали занять должность директора, а Александра Васильевна Сиротина (тогда заведующая РОНО) посоветовала (то ли в шутку, то ли всерьез): «Соглашайся, а то хуже будет».

Эльвире Борисовне Воробьевой довелось, как говорится, побывать по обе стороны баррикад. Она работала и директором школы №2, и в райкоме. В этом смысле опыт ее работы уникален. Эльвира Борисовна отмечает, как высока была заинтересованность руководства райкома в проблемах системы образования. Вплоть до того даже, что для обеспечения явки мам и пап на ежегодные районные школьные родительские собрания выделялась машина. Нельзя переоценить вклад в развитие системы образования ведущих предприятий города и района. Не отказывали ни в чем, и такое внимание к проблемам школ опять же не без поддержки руководства района.

Да, хозяйственных и прочих проблем в школах тогда было много, но все же главное в работе директора — взаимоотношения с учителями и педагогическим коллективом. Такое мнение высказал долгое время возглавлявший среднюю вторую Николай Алексеевич Кряжев. Потому со стороны руководителя учебного заведения в условиях новой системы оплаты труда и компьютеризации учебного процесса, считает Алексей Николаевич, должен осуществляться постоянный контроль за работой и педагогов, и учеников.

Кстати, у старшего поколения педагогов очень много вопросов и к пресловутому ЕГЭ, и к компьютерам. Разгорелась целая дискуссия. Во многом со своими старшими коллегами согласились руководители нынешние — директор школы №2 Ольга Михайловна Вихарева и начальник РОО Татьяна Леонидовна Зарубина, но и возразили: время движется вперед, все развивается, и школа обязана соответствовать. Да и техническое оснащение учебных заведений не сделало жизнь директоров проще. Требования Роспотребнадзора и пожнадзора даже в сегодняшних условиях кажутся не просто невыполнимыми, а фантастическими. В общем, ни много лет назад, ни сейчас судьбу директора школы простой назвать нельзя.

 … Много еще о чем говорили участники мероприятия, подчеркну, говорили, не спорили. По-разному где-то старшее и новое поколения руководителей смотрят на те или иные вопросы, но все же больше между ними общего, повторимся, они на одной волне, и эта волна — любовь к своему делу, высокий профессионализм и ответственность перед воспитанниками, которым школа давала и дает путевку в жизнь.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»