ОбразованиеПрошедший учебный год стал важным этапом реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Участие в проекте модернизации общего образования позволило учреждениям образования нашего района значительно продвинуться в создании условий, обеспечивающих доступность и качество образовательных услуг. Об этом сотрудник редакции М.Крайнов беседует с начальником отдела образования администрации Юрьевецкого муниципального района В.В.Грачевой.

— Вера Васильевна, расскажите о положении дел в системе общего образования района в канун нового учебного года.

— Достигнутые результаты стали возможны благодаря постоянной поддержке руководителей Юрьевецкого муниципального района и города Юрьевца, депутатов, правительства Ивановской области и Ивановской областной думы.

По состоянию на 01.01.2013г. в системе общего образования Юрьевецкого муниципального района функционировало 21 образовательное учреждение, в том числе 7 общеобразовательных учреждений.

Всего в 2012—2013 учебном году в общеобразовательных школах района обучалось 1219 учащихся, что на 11 человек ниже уровня 2011—2012 учебного года (1230 человек). В сельских школах обучалось 313 человек, что на 8 человек меньше, чем в прошлом учебном году (321 человек).

В 2012—2013 учебном году в школы поступило 118 первоклассников, что на 29 учащихся меньше по сравнению с 2011—2012 учебным годом. Первоклассников в 2013 году — 113 человек. Прием в десятые классы составил 67 учащихся, что на 9 учащихся ниже уровня 2011—2012 учебного года (76 человек), то есть процент поступивших в десятые классы стабильно снижается.

— Немалую роль в любом деле играет финансирование. На какие цели и из каких источников выделялись финансовые средства в 2013 году?

— Как отметила на совещании с руководителями муниципальных органов управления образованием Н. И.Буракова: «Школа сегодня должна быть готова к ребёнку». По данным мониторинга «Наша новая школа» доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, составила 30,0 % (при плановом показателе — 75%). С целью повышения этого показателя направление расходования средств субсидии на модернизацию образования на 2013 год было распределено следующим образом.

Средства регионального бюджета — 2 275,5тыс. руб. Средства местного бюджета — 119,8 тыс. руб. Основной упор сделан на пополнение фондов школьных библиотек, на эти же цели направляются средства Госстандарта. В 2011—2012 учебном году основная масса средств субсидии была направлена на приобретение технологического и компьютерного оборудования для школ района.

Надеемся, что вложения средств в улучшение учебно-материальной базы образовательных учреждений будут способствовать росту показателя доли обучающихся, которым предоставлены от 80% до 100% всех основных видов современных условий обучения выше 75%.

Второй год подряд в рамках проекта модернизации общего образования определенная часть федеральных средств направляется на проведение капитальных ремонтных работ в школах: в 2012—2013 учебном году сделан капитальный ремонт кровли здания средней школы №1. Разумеется, от масштабной финансовой поддержки системы общего образования общество вправе ожидать такого же значительного улучшения показателей его качества.

— Что вы можете сказать о результатах прошедшего учебного года?

— В этом учебном году, как и в прошлые учебные годы, ЕГЭ был проведен на высоком уровне: отдельная благодарность всем организаторам, работникам ППЭ, руководству школы №1, специалистам отдела образования.

У нас есть положительные результаты, но есть и очень серьезные проблемы.

Всего 5,88% выпускников 9 классов получили аттестат особого образца (в общей численности выпускников 9 классов). Лучший результат среди общеобразовательных учреждений — средняя общеобразовательная школа №1 им. А.С. Пушкина — 10,9%.

89,8% выпускников 11 классов получили аттестат об общем образовании (8 учащихся не перешли минимальный порог по математике). В прошедшем 2012 году доля выпускников, получивших аттестат, — 96,3%.

4,69% выпускников 11 класса получили аттестат особого образца (в 2011—2012 учебном году — 14,1%).

Отмечу, что показатель доли выпускников общеобразовательных учреждений, не сдавших единый госэкзамен (единственный критерий по отрасли образования), включён в перечень 11 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов.

Конечно, результаты ЕГЭ зависят от уровня сложности заданий, критериев их оценивания, но не только. Многое зависит также и от системной работы школ, педагогов по подготовке выпускников в течение всех лет обучения, от квалификации педагогических кадров, от условий доступа к современным образовательным ресурсам.

— В настоящее время во всех отраслях широко используются современные технологии. Образование в этом плане не является исключением. Как обстоит дело в нашем районе?

— Использование педагогами современных информационных технологий и улучшение технической оснащённости школ характеризуют готовность системы образования нашего района к электронному развитию.

Все школы района обеспечены выходом в сеть Интернет, с 01.01.2013 года должны иметь выход в Интернет все ДОУ.

В настоящее время под руководством системного администратора М.В.Кочневой идет подготовка к работе сайтов ДОУ, включения в электронный документооборот. Но есть и проблемы: компьютерную технику и локальные сети нужно обслуживать, в настоящее время эта нагрузка лежит практически только на учителях школ, за редким исключением. В штате школ должны быть системные администраторы, но у директоров нет возможности ввести дополнительные ставки.

В Ивановской области реализованы меры по повышению доступности качественного образования. В целях обеспечения доступа учащихся малокомплектных и отдаленных школ к современным образовательным ресурсам оборудован областной центр дистанционного обучения школьников. Здесь и возникают чисто технические проблемы: для организации дистанционного обучения в целях повышения качества знаний учащихся необходимо установить в сельских школах спутниковые терминалы Via Sat диаметром 1,2 м со скоростью 1,5 Мбит/сек. Соответственно, на это потребуются дополнительные материальные средства.

В районе успешно реализуется проект по дистанционному образованию детей-инвалидов.

Новое направление информатизации — освоение программно-аппаратного комплекса «Электронная школа». Это многофункциональная информационная система автоматизации управления и оперативного информирования учащихся и их родителей о значимых событиях учебной деятельности. В 2012 году для общеобразовательных учреждений приобретено программное обеспечение по внедрению электронных дневников и электронных журналов. С 2012 года во всех общеобразовательных школах города обеспечено право родителей на получение в электронном виде информации об успеваемости учащихся.

— Немалую роль в системе образования играет повышение квалификации педагогов. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

— Роль учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования в развитии и воспитании ученика «нашей новой школы» и в освоении новых образовательных стандартов остается ключевой и требует постоянного самосовершенствования и самообразования учителя. В связи с этим особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала отрасли.

В 2012—2013 учебном году прошли аттестацию 21 педагог образовательных учреждений и 6 педагогов дошкольных учреждений.

Образование не стоит на месте, движется вперед. Мы выбрали такую профессию — профессию постоянного профессионального роста. 27 аттестованных педагогов — это информация для размышления руководителей образовательных учреждений. Мы не имеем права не учиться.

— Как решается проблема «омоложения» кадров?

— Среди наиболее значимых факторов, определяющих привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. Сохранение положительной динамики заработной платы учителей и в новом учебном году остается главным обязательством муниципалитета, определённым условиями участия в проекте модернизации системы общего образования.

Интеграция начальной школы и учреждений дополнительного образования в решении задач по развитию и воспитанию школьников требует и особого внимания к сфере внешкольного образования со стороны органов власти, а именно, к развитию материально-технической базы учреждений дополнительного образования, уровню заработной платы работников, объемам финансирования деятельности.

Это заметно повышает возможности для решения ещё одной очень важной задачи — омоложения педагогических кадров. Сегодня доля учителей школ в возрасте до 30 лет в районе составляет 3,1%. Это один из низких результатов по области.

— Что вы можете сказать о развитии дошкольного образования в районе?

— Одним из главных образовательных резервов успешности ребенка на последующих ступенях обучения является ступень дошкольного образования. Поэтому в числе стратегических социальных задач района — повышение доступности дошкольного образования.

В Юрьевецком районе функционирует 11 муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги по дошкольному образованию. В 2012 году было открыто дополнительно 3 группы, рассчитанные на 60 детей. Организованным дошкольным образованием охвачено 79,8% детей от 1 года до 7 лет (94,6 % — город, 42,7 % — село). Это выше областного показателя на 3,2%. В настоящий момент ликвидирована очередность категории детей от 5 до 7 лет.

В 2012 году Лобановская начальная школа была реорганизована в Лобановский детский сад, рассчитанный на 25 мест. После ввода его в эксплуатацию будет ликвидирована проблема очередности в ДОУ в данном сельском поселении.

Президентом РФ поставлена задача ликвидации к 2016 году очереди в дошкольные образовательные учреждения для детей в возрасте от 3 до 7 лет и достижения 100% доступности дошкольного образования для данной категории детей. В нашем городе эта задача успешно решается. У нас нет очереди на получение места в ДОУ детям старше 5 лет.

Решение проблем дошкольного образования является важным ресурсом обеспечения социальной стабильности и требует объединения усилий на региональном и муниципальном уровнях. В нашем городе в этом году планируется открыть еще две дополнительные группы на базе детских садов № 13 и №7.

Юрьевецкий район вошел в областную программу модернизации системы дошкольного образования. На приобретение оборудования из средств областного бюджета выделено 253,9 тыс. рублей.

На проблеме кадров дошкольных работников хочу остановить особое внимание. В настоящее время 24,5% — педагоги пенсионного возраста, что выше областного уровня (17,5%). В таких непростых стартовых условиях нам предстоит решать новые задачи — переход на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования с 1 сентября 2013 года. По существу, речь идет о новой, вслед за инициативой «Наша новая школа», программе «Наш новый детский сад».

Данный проект требует новой подготовки кадров и их обновления. Самая трудная задача — не допустить отставания воспитателей и педагогов от их воспитанников. Вот почему руководителям ДОУ необходимо уделить серьезное внимание повышению квалификации воспитателей.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании». Впервые дошкольное образование определено как один из уровней общего образования. Переход дошкольного образования на ФГОС выявляет проблему дополнительного образования детей в сельских образовательных организациях. Соответственно, педагогам ДОУ будет необходимо повышать свою квалификацию в соответствии с новыми требованиями.

В завершение разговора хочу обратиться к родителям наших самых маленьких граждан: на сегодняшний день есть места в ясельных группах детских садов: № 4, № 7, № 8, № 13 г.Юрьевца. Приглашаем родителей, желающих устроить детей в названные детские организации в возрасте от 1,6 до 3 лет, в отдел образования для консультации по вопросу предоставления места в детской дошкольной организации.