С. Добролюбов

Сергей Добролюбов, чемпион России
по СЛА-мото спорту в классе паралеты:

— Что для меня небо? Сложно ответить на этот вопрос… Все мы во сне или наяву мечтаем летать. А этот вид спорта дает такую возможность. Мотор дает возможность дополнительно ощутить свободу.

Когда поднимаешься ввысь, сначала любуешься пейзажем. Но на высоте более 200 метров объекты для рассматривания теряют свою значимость. Превращаются в разноцветное одеяло с разными узорами. И еще там очень холодно.

— Какие эмоции охватывают, когда вы над землей?

— В полете прежде всего нужно включать голову — без этого не выиграть. Даже если упражнение отточенное и выверенное, не бывает двух одинаковых полетов. Каждый раз погодные условия разные, местность, ландшафт. Потому опытные мастера съезжаются на соревнования заранее.

А эмоции, конечно, есть. Получаешь удовольствие от выполнения упражнения на грани возможного, учитывая безопасность и грамотность полета.

— Наверное, ваши близкие переживают за вас, ведь этот вид спорта не самый безопасный?

— Все ошибки пилотов происходят на земле, в небе никто не погибает. Техника безопасности в этом виде спорта прописана кровью, и большая часть аварий происходит по вине самих пилотов… Увлечение полетами опасно несколькими моментами. В частности, когда дело доходит до фанатизма, и второй момент — когда у человека теряется страх и он думает, что может все. А очень важно пилоту иметь холодную расчетливую голову и не поддаваться эмоциям. Всегда нужно душой оставаться на земле, особенно если тебя там ждут.

— Пилоты, по-вашему, люди особенные?

— В принципе, заниматься могут все. Особых физических данных не требуется, и возрастных ограничений тоже нет. Но это затратный вид спорта, не всем по карману и дороговат для регионов.

А парапланеристы, может быть, действительно люди особенные. Они, как правило, разносторонние, многим увлекаются, не только полетами. И, что особенно мне нравится, это очень коллективный вид спорта. Каждый пилот что-то подскажет, посоветует, поможет, не позволит взлететь в опасную погоду.

— Несколько слов о соревнованиях.

— Соревнования прошли в принципе без сбоев. Единственная неожиданность — погода. Она в этом регионе совершенно непредсказуема. В Европе, например, местные обыватели могут дать прогноз. Здесь это невозможно, особенно в середине лета. К сожалению, по этой причине не удалось сделать одно из важнейших упражнений — маршрутные полеты…

Очень понравился Юрьевец — особенно люди. Не так много у нас городов-тысячников, это старинный и интересный город.

А. Михеев

 Алексей Михеев,
чемпион России по СЛА-мото спорту
 в классе мотопарапланы

— Алексей, вы не очень удачно начали эти состязания, но все же сумели стать чемпионом. Как это удалось, соперники были слабые?

— Я, действительно, крайне неудачно начал соревнования. Допустил ошибку во время выполнения первого и довольно простого упражнения. Стартовал нормально, а дальше, желая заработать максимальное количество очков, рискнул и допустил ошибку, в которой виню, конечно, только себя. Дальше было только одно желание, чтобы поставили как можно больше упражнений, и у меня появилась возможность отыграться.

Постарался выполнить остальные упражнения чисто. А вот соперники — тоже опытные и сильные спортсмены — ошибок не избежали. Хотя, может быть, если бы состоялись маршрутные полеты, возможно, места распределились бы по-другому. А следующие соревнования будут в Рязани, и мы вновь померяемся силами.

— Можете ли вы в нескольких словах описать, что для вас — небо?

— Небо для меня — всё!.. Это моя жизнь… Порой бросаешь все — дела, бизнес — и летишь на соревнования. Для меня полет прежде всего экстрим. Это и спорт, и увлечение, которое занимает почти все мое свободное время.

— Для участников состязаний в Юрьевце подготовили большую культурную программу. Поделитесь впечатлениями.

— Юрьевец — обалденный город, старинный. У него классное местоположение. Город понравился и запомнится своей древностью, необычной архитектурой, красивыми церквями. Интересные музеи здесь. Очень здорово на островах. И девушки у вас очень красивые! Сожалею только об одном, что полетать удалось совсем немного. Но, может быть, соревнования парапланеристов станут в Юрьевце традиционными, и мы сюда еще вернемся.

К. Екимов
К. Екимов

 

Кирилл Екимов, чемпион России по СЛА-мото спорту

в классе паралеты, бронзовый призер чемпионатов мира

и Европы

— Какими-то отличными от других спортсменов качествами, по-вашему, должен обладать пилот?

— Да. Я это со временем для себя определил. Это состояние «холодной головы» и то, что пока идет полет, ты должен быть абсолютно спокоен. Состояние должно оставаться ровным, никакой нервотрепки. После полета — все что угодно. Ситуации случаются разные. Но в промежутке от взлета до посадки нужно отработать четко, закончить полет. Потом можно разбирать ошибки, нервничать и т.д., но в воздухе не должно быть эмоций. Когда говорят: «Мы хотим летать, чтобы удовольствие получить», это ошибка. В воздухе пилот работает на все 100%, с опытом может себе позволить где-то отвлечься и отработать на 95%. Больше — уже риск.

— Но если полет — это только работа и ни о каком удовольствии от пребывания в воздухе речи не идет, тогда зачем это надо?

— А удовлетворение приходит уже на земле, оттого что ты отлетал. Ты готовился, работал. Смотришь итоговую таблицу — приходит удовлетворение. Во-первых, оттого что безопасно, во-вторых, что чисто все выполнил, в-третьих, что хороший результат.

— Этим видом спорта занимаются и девушки. Могут они так владеть собой, как того требует безопасность полета?

— Я занимаюсь тренерской работой, в том числе и с девчонками. У них, конечно, психика другая. Но защитные функции организма у них лучше срабатывают почему-то. Кто-то сказал однажды, что занятия парапланеризмом требуют много мужества от человека — качества, которое очень часто встречается у женщин и которого так не хватает мужчинам…

Я бы не сказал, что этот спорт только для женщин или только для мужчин. Просто у парней больше возможностей заниматься полетами — времени больше, нет столько обязанностей по хозяйству, да и некоторые упражнения девушкам, естественно, тяжело выполнять.

— Продолжите предложение: «Небо для меня — это…»

— Небо для меня — небо. Это не описать словами. Когда я только начинал летать, у меня было какое-то определение. Небо — это нечто большее, определить это в одной фразе невозможно… Может быть, это очередная возможность реализовать себя, возможность самопознания и познания матушки-природы. Другими словами, представление о небе и ощущения, связанные с полетами, эволюционируют со временем, с опытом. У кого они останавливаются на каком-то уровне, тот, по-моему, не пилот…

Мне нравится выражение одного из мультипликационных героев: «Полет — это тебе не просто, это поэзия движений». И действительно, летают все по-разному, как и стихи пишут и читают по-разному, кто-то коряво, кто-то красиво. Каждый в полете реализует себя по-своему.

— Кирилл — вы титулованный спортсмен, признанный мастер. Для чего вы вновь и вновь принимаете участие в состязаниях?

— Тому есть несколько причин. Первое. В спорте вообще и в полетах в том числе много случайного. Участвуя в соревнованиях, ты подтверждаешь, что ты не случайный лидер и не случайный чемпион. Второй момент. Это обмен опытом. Бывает, пилот летает и думает при этом: это предел возможностей. Но попадает на соревнования и видит, что можно сделать еще лучше, можно сделать по-другому. И третье. Административная работа, которая мне очень помогла подняться дома.

Вот такие разные ответы получили мы от бесстрашных пилотов на вопрос о том, чем же так влечет их небо. Но, думается, никто из них не будет спорить со словами великого Леонардо да Винчи, который сказал однажды: «Испытав один раз полет, твои глаза будут навечно устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем»…

Полосу подготовила Н. Лебедева, фото автора