Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами

мусорВ Ивановской области новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами планируют запустить с первого июля 2017 года. Напомним, в 2016 году был объявлен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а 30 декабря того же года департаментом ЖКХ Ивановской области были подведены итоги. Победителем признана компания «Региональный оператор по обращению с ТКО».

С первого июля услуга по вывозу и утилизации мусора перешла из разряда жилищных в коммунальные, в квитанциях она выведена в отдельную строку. Изменился и расчет услуги: плата за вывоз отходов будет начисляться в зависимости от количества проживающих в квартире людей, а не от площади помещения, как это было раньше. В связи с этим у граждан возникает много вопросов о работе регионального оператора по обращению с ТКО. На самые часто задаваемые вопросы ответил заместитель генерального директора регоператора по обращению с ТКО Денис Александрович Немцев.

 

Нужно ли проводить собрание в МКД и принимать решение для того чтобы договора на коммунальную услугу по вывозу мусора заключали с каждым жителем? И как будут заключаться эти договоры?

По умолчанию договор на оказание услуги по обращению с отходами заключается между  Региональным оператором и управляющей компанией. Если собственники квартир в МКД хотят заключить прямые договоры с Регоператором, они должны провести общее собрание собственников и проголосовать за это решение. В случае принятия такого решения договор на оказание услуги по обращению с ТКО Регоператор заключит с каждым собственником квартир в данном МКД.

Если договора не будут заключены, жители не обязаны платить?

Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Проект договора разослан всем жителям области по почте. Основанием для оплаты служит подписанный с Региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты. Так как договор с Регоператором является публичным, а жители обязаны его заключить, то Регоператор имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении жителя к заключению договора. При этом задолженность по договору будет формироваться с момента начала оказания услуги.

Правда ли, что при оплате первой квитанции, где указан вывоз мусора, житель автоматически заключает устный договор и заранее согласен на условия регоператора?

В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту. Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО Регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое подписание договора, размещенного в СМИ.

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу? Что улучшится с приходом регоператора?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

О росте тарифа известно и в Правительстве Ивановской области, и в Правительстве РФ. Этой проблеме было посвящено недавнее заседание в Москве под руководством заместителя председателя Правительства Д.Н. Козака. В настоящее время в правительстве страны обсуждается вопрос о снижении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду и о предоставлении Регоператорам по обращению с ТКО льготы по уплате НДС.

Где планируется установка контейнерных площадок в частном секторе?

Контейнерные площадки в частном секторе обустраивают органы местного самоуправления с учетом мнения жителей. Регоператор только снабжает площадки контейнерами.

Что включает в себя понятие «утилизационный сбор», за который должны платить все?

Многие путают утилизационный сбор и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Утилизационный сбор вносят производители и импортеры товаров, которые по окончании их использования подлежат утилизации. По идее законодателя средства, собираемые с производителей в рамках утилизационного сбора, должны пойти на утилизацию или захоронение отслуживших товаров (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т.п.).

Плату за негативное воздействие вносят все предприятия и физические лица, в результате деятельности и жизнедеятельности которых образуются отходы. Ставка платы зависит от класса опасности образующихся отходов. По логике разработчиков средства, собираемые в рамках платы, должны быть потрачены на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отходами, образующимися у потребителей. Средства, собираемые в рамках платы за негативное воздействие, распределяются в следующем порядке: 5% — в федеральный бюджет, 45% — в областной, 50% – в местный бюджет.

Вы утверждаете, что регоператор будет отвечать за сбор и утилизацию мусора, а за содержание контейнерных площадок отвечает муниципалитет. Что нужно сделать, чтобы вся эта цепочка была закреплена за регоператором? Ведь такой подход был бы более удобным и справедливым.

За содержание контейнерной площадки отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена (УК, ТСЖ или муниципалитет). Федеральная антимонопольная служба своим письмом в региональные службы по тарифам уточнила, что расходы на содержание контейнерных площадок не могут учитываться при утверждении единого тарифа Регоператора по обращению с ТКО.

В случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать ее. Если в течение этого времени свалка ликвидирована не будет, то  регоператор обязан сам ее устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесенные расходы с собственника земельного участка. В законодательстве какого уровня этот порядок прописан?

Этот порядок прописан в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156

 

Что изменится с началом работы Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Ещё в конце 2014 года Президентом страны подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Согласно этим изменениям ответственность за организацию обращения с отходами перенесена с муниципального уровня на региональный, а в каждом регионе выбирается Региональный оператор по обращению с отходами, который занимается созданием и развитием областной системы обращения с отходами. Задача управления отходами выведена на новый уровень, поэтому сформирована единая областная территориальная схема обращения с отходами, поэтому региональный оператор выстраивает и оптимизирует свою работу в рамках всей области, поэтому принимаются общие для всей области нормативы накопления и единый для всех тариф на услугу по обращению с отходами. Теперь проблемы Пучежского или Пестяковского районов – общие для всей области.

«Было» «Стало» (Что изменится с момента начала работы регоператора)
На территории сразу 8 муниципальных районов области местные свалки отходов закрыты по решению суда. Эти объекты не соответствовали требованиям природоохранного законодательства: под свалки просто отводились ближайшие к райцентрам выработанные карьеры без всяких проектных и изыскательских работ, свалки размещались на территории населенных пунктов и даже в гослесфонде. Не секрет, что жители и предприятия районов, где были закрыты свалки, продолжают ими пользоваться, ведь другого способа избавиться от отходов они не имеют. Все эти объекты не контролируются надзорными органами, не обслуживаются специализированными предприятиями, а ведь они наносят очень серьезный вред окружающей среде и здоровью человека — горят, загрязняют воздух, почву и грунтовые воды. Деятельность Регионального оператора максимально прозрачна для государства и его надзорных органов, если законом установлено, что регоператор вправе размещать отходы только на объектах, включенных в госреестр, то так оно и будет. Это означает, что регоператору придётся изыскивать способы доставки отходов из отдаленных районов, где свалки закрыты, к законным объектам по размещению отходов – полигонам. Расстояния эти подчас очень большие. Так, например, от Пучежа до ближайшего законного полигона ТКО – более 100 км. Для решения проблем вывоза отходов из отдаленных районов регоператору необходимо обеспечить привлечение инвестиций в приобретение дополнительного спецтранспорта, в строительство и работу мусороперегрузочных станций.
Охват договорными отношениями по вывозу отходов жителей частного сектора и многоквартирных домов при непосредственной форме управления в Ивановской области составляет 20-25%.

Кроме того, большая доля предприятий и индивидуальных предпринимателей уклоняется от заключения договора на вывоз отходов.

Задача регоператора – обеспечить максимальный охват услугой по обращению с отходами всех потребителей области.

Очень многие жители частных домовладений городов, а также жители сел и деревень впервые смогут воспользоваться этой услугой. На плечи регоператора ложатся проблемы обеспечения вывоза отходов частного сектора: приобретение контейнеров, пакетов для сбора отходов.

С организацией вывоза отходов из частного сектора решаются и экологические проблемы. Жители частных домовладений, не имея возможности воспользоваться услугой по вывозу отходов, вынуждены искать незаконные способы избавиться от своих отходов – сжигать их или сваливать в ближайший овраг. Так же поступают и недобросовестные предприниматели, не желающие оплачивать услуги по вывозу и захоронению своих отходов.

По этой причине и появляются многочисленные стихийные свалки на окраинах городов и сёл, в окрестных лесах и оврагах. Ежегодно службой Росприроднадзора и органами местного самоуправления Ивановской области выявляется более 500 несанкционированных свалок. Мы ожидаем, что расширение охвата жителей частного сектора и предпринимателей услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.

 

Одной из задач, которую ставило перед собой руководство страны, когда готовило реформу системы обращения с отходами – повышение её прозрачности. Всем известно, что на рынке вывоза отходов работало очень много недобросовестных транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей. Они брали с потребителей плату за вывоз отходов на полигон, а сами, желая побольше заработать и не платить полигону за размещение отходов, сваливали их в незаконных местах: на обочинах дорог, на окраинах промзон городов, на опушках лесов.

 

С появлением регоператора ситуация должна измениться. Теперь все, у кого образуются твердые коммунальные отходы, обязаны иметь договор на вывоз только с регоператором. Тот, в свою очередь, привлекает местных операторов – транспортные компании и полигоны. При этом все полигоны по захоронению ТКО должны быть оборудованы весами. Вывозящие компании получат оплату только в случае доставки отходов на заранее определенный полигон, а полигон – только в случае поступления отходов к ним. Таким образом, достигается максимальная прозрачность всей системы обращения с отходами, а нелегальные свалки и недобросовестные возчики исключаются из схемы.
До настоящего времени государство контролировало только тарифы полигонов. С введением института регоператора под контроль государства попадает тарифообразование всей цепочки обращения с отходами: департамент энергетики и тарифов Ивановской области утвердит и тарифы полигонов, и единый тариф регоператора, в который входят затраты на вывоз отходов и сбытовая надбавка Регоператора.
Отсутствие инвестиций в развитие системы обращения с отходами Ивановской области. Департамент ЖКХ Ивановской области утвердил территориальную схему обращения с отходами. В соответствии со схемой, разработанной на срок 15 лет, в области должен появиться целый ряд новых объектов по обращению с отходами: 3 мусоросортировочных комплекса, 3 новых полигона по размещению отходов, 13 мусороперегрузочных станций. Задача привлечения инвестиций в строительство этих объектов поставлена перед регоператором.

Теперь эта задача стала вполне выполнимой. До разработки террсхемы и начала работы регоператора потенциальные инвесторы не были уверены в том, что построенные ими объекты будут востребованы и загружены сырьём. Во многих регионах страны имеется подобный негативный опыт: новые современные заводы по сортировке отходов построены, но простаивают, поскольку никто не может обязать транспортные компании доставлять отходы именно на этот завод. Теперь ситуация поменялась: отходы в заранее определенном количестве должны транспортироваться в соответствии с территориальной схемой на конкретные объекты по их обработке и утилизации, а, значит, инвестор может быть уверен в окупаемости своих инвестиций.

Один мусоросортировочный комплекс на территории области уже построен. Торжественное открытие завода запланировано на 12 мая. Производственная мощность предприятия составит 150 000 тонн обрабатываемых отходов в год. Ресурсы предприятия позволят сортировать все твердые коммунальные отходы Иванова, Кохмы, Ивановского и Фурмановского районов.

Экологический эффект сортировки отходов трудно переоценить. В результате работы вновь построенного мусоросортировочного завода из отходов будут выделены самые вредные составляющие, которые раньше размещались на полигонах. Речь идет, в первую очередь, об отходах пластиков и полимеров. Они на протяжении десятилетий разлагаются на свалках, выделяя в атмосферу ядовитые и отравляющие вещества. Благодаря работе Ивановского мусоросортировочного завода более пяти тысяч тонн полимерных отходов каждый год будут извлекаться из ТКО и отправляться на вторичную переработку. Общая масса выделяемых из отходов ценных утильных фракций превысит 20 тысяч тонн в год. Извлечение вторичных ресурсов  позволит значительно сократить нагрузку на полигоны ТКО и значительно уменьшить их вредное воздействие на окружающую среду.

Помимо задачи привлечения инвестиций в серьезные масштабные проекты в обязанности Регионального оператора по обращению с отходами входит обновление контейнерного парка. Будет проводиться плановая замена отслуживших своё мусорных баков старого образца на современные контейнеры с постепенным переходом к раздельному сбору отходов.

 

 

Расчет прогнозируемой структуры платы населения за услуги регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами

 

№ п/п Наименование показателя Структура платы
1. Расходы регионального оператора на оплату услуг по захоронению с учетом платы за негативное воздействие на окружающую среду:

-средний тариф на захоронение определен  исходя из установленных на 2016г. тарифов для полигонов;

-плата за негативное воздействие на окружающую среду (появляется впервые)

20,6%
2. Расходы по сбору и вывозу ТКО (средневзвешенный тариф на основании данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области) 51,3%
3. Расходы регионального оператора (сбытовые и на обслуживание договоров) (появляется впервые) 12,8%
4. Налог на добавленную стоимость (НДС) (появляется впервые) 15,3%
Тариф регионального оператора с НДС 100%

 

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»