поздравления ЕфремовуМногие юрьевчане, а особенно мужчины, знают М.В.Ефремова. И это не случайно. Более сорока лет он преподавал автодело в средней школе № 1 имени А.С.Пушкина, до этого работал начальником АТП. 

О том, что началась Великая Отечественная война, он узнал в первый день 22 июня 1941г. Михаил только окончил 6 классов в городе Иваново. Затем их школу заняли под госпиталь, ребятам приходилось учиться в подвальных помещениях и переносить все трудности военного времени. Не хватало учебников и тетрадей, писали на старых газетах.
После окончания 7 классов, в 1942 г., юноша поступил в Ивановский автотранспортный техникум. Окончил два курса техникума, по линии ДОСААФ — курсы шоферов, и в 1944 году в 18 лет Михаил Васильевич был призвали в армию. В то время на фронте уже находились три его старших брата.
Служил шофером, затем гвардии старшим техником-лейтенантом 7-го отдельного гвардейского танкового полка Первого Белорусского фронта. Его задачей, как водителя, было обеспечение передовых частей полка вооружением, боеприпасами и продовольствием.

Ефремов М.В.
Ефремов М.В.

Участвовал в освобождении Польши и разгроме Германии, исколесил тысячи километров по дорогам этих стран. Колонны машин, везущие боеприпасы, постоянно бомбили самолеты. В первый раз он не понял, почему вдруг остановилась колонна, и все побежали. Вдруг увидел, что первые машины горят. А у него самого «полуторка» плохонькая, все боялся, чтоб она не заглохла.
Один старый водитель, увидев растерявшегося молодого водителя, схватил его за шинель и повалил на землю. Этим он и спас Михаила Васильевича, получившего лишь ранение в левую ногу.
Зачастую ездить приходилось ночью, без света. Под машиной устанавливалась переноска, чтобы сверху свет не был виден. Несмотря на то что Михаил Васильевич пробыл на фронте всего год, он был награжден медалью «За отвагу».
При штурме Берлина отбирали водителей, которые могли вести машину с «закрытыми» глазами. На эти машины установили прожектора, которые и были разом включены после массированного обстрела. Эта операция была разработана под руководством маршала Г.К.Жукова. И сразу же наши войска пошли на штурм Берлина, который закончился капитуляцией немцев.
После окончания войны он еще шесть лет служил в Германии в специальной группе войск. На машине исколесил пол-Германии. По возвращении домой закончил обучение в техникуме и вернулся к мирной жизни, работал инженером АТП. Затем с 1956 по 1992 год был учителем автодела в средней школе №1 им А.С.Пушкина. Общий его стаж за рулем — более 70 лет. Даже уйдя на заслуженный отдых,он, пока позволяло здоровье, продолжал крутить баранку своего старенького, но всегда исправного «Запорожца».
Работая в школе, Михаил Васильевич дал путевку в жизнь многим мальчишкам. Со всеми сохранил добрые отношения. Когда ему задают вопрос о количестве учеников, Михаил Васильевич отвечает: «Почти все, кто за рулем». И это правда, многие, кого он учил, вспоминают педагога с благодарностью.
Пока позволяло здоровье, учитель был частым гостем в школе на уроках мужества, где рассказывал о своем участии в Берлинской операции. Ветеран награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», медалью Жукова и другими юбилейными медалями.
30 мая Михаилу Васильевичу Ефремову исполнилось 90 лет. В этот день ветерана пришли поздравить представители администрации Юрьевецкого муниципального района и районного совета ветеранов, Пенсионного фонда, Территориального управления социальной защиты населения, комплексного центра социального обслуживания населения, ветеранской организации школы. Мы присоединяемся к поздравлениям, которые он получил в этот день.

М.Крайнов