Развитие творческих способностей, формирование нравственно-эстетических качеств и культуры обучающихся в условиях Юрьевецкой специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида осуществляется в процессе внеурочной и образовательной деятельности, при проведении экскурсий, в спортивно-оздоровительной работе, через участие в конкурсах, фестивалях, выставках. Об успехах в работе школы-интерната рассказывает ее директор Нина Федоровна Ильина.

— Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья по интересам в кружках. Практика работы коллектива школы показывает, что рациональная организация комплексной кружковой работы способствует всестороннему развитию детей, помогает эффективно решать задачи коррекции и компенсации дефектов развития, позволяет направить творческий потенциал воспитанников в правильное русло.

Наши ребята с огромным желанием уже 4-й год занимаются в кружке «Волшебный мир театра», где они не только расширяют кругозор и приобщаются к миру сказок, но и учатся выражать свои эмоции интонированием голоса и движением рук, сопоставлять нравственно-этические нормы поведения. Учатся передавать образ, что является своеобразной подготовкой к самостоятельной жизни. Родители видят результат и гордятся своими детьми.

Гордятся своими воспитанниками и работники школы-интерната: в 2011 году выступление юных артистов кружка «Волшебный мир театра» с кукольным спектаклем имело успех, ребята заняли 2 место в областном конкурсе среди театральных коллективов.

Наглядный материал (пальчиковые и верховые куклы, декорации и фонограммы) мы пополняем благодаря спонсорам и прикладным кружкам. В творческом объединении «Волжская мозаика» дети и педагоги готовят костюмы для спектаклей, концертов и для показа на областном конкурсе театров моды «Золотая нить».

Успехи и маленькие победы стимулируют юных мастериц, а дизайнерские и швейные способности пригодятся им в будущей взрослой жизни.

В этом году с коллекцией «Цветы России» в номинации «Этношик» ребята выступят в областном конкурсе в категории «Развитие».

В костюмах, созданных на занятиях кружка, дети выступают в спектаклях, с сольными номерами на сцене. Стимулируем мы и развитие музыкальных способностей. В этом году в областном вокальном конкурсе «Золотой ключик» в номинации «Народное пение» Наталья Ромашова добилась победы и вышла на всероссийский этап конкурса!

Пение в коррекционном учреждении способствует не только развитию у детей чувства ритма, слуха, голоса, дыхания, артикуляционного аппарата, но и коррекции, исправлению многих дефектов, специально для ребят у нас работает кружок «Весёлые нотки».

Особо остановимся на развитии таких способностей, как игра на музыкальных инструментах: балалайка, гармонь, баян, домбра, триоли, ксилофон и, наконец, истинно русский народный инструмент — ложки. Ансамбль русских народных инструментов «Калинка» существует в нашей школе-интернате с 1987 года. Это уникальное явление в силу 25-летнего стажа и неповторимости в области. Результаты развития — выступления ребят на «бис» на каждом концерте.

Кроме народных инструментов, старшеклассники проявили интерес к современной гитаре. Школе подарили 2 гитары, ребята успешно осваивают азы игры под руководством учителя музыки Макарова Александра Владимировича.

В целях развития технических наклонностей детей работает фотокружок «Окно в мир», где идет формирование эстетических качеств и выразительных способностей: умения увидеть и запечатлеть красоту окружающего мира, пользоваться фото- , видео- и компьютерной техникой. В итоге — множество вариантов фотографий, отражающих жизнь школы: спортивные соревнования, походы, общешкольные праздники, работа кружков. Фотокружок существует 1-й год, и мы уже приняли участие в 2-х всероссийских фотоконкурсах, сделали фотографии на ежегодном общешкольном конкурсе сказок, на неделе музыки и ритмики; создали альбом о работе кружков, оформили стенды в школе.

В плане подготовки к будущей жизни в направлении развития художественно-прикладных способностей ведется работа в творческих объединениях «Умелые ручки», «Фантазёры», «Эстетический». Наши педагоги передают детям навыки лепки, конструирования, выжигания по дереву, выпиливания, вышивания, вязания, аппликации, изготовления мягкой игрушки. Лучшие работы ребят направляем на областную выставку декоративно-прикладного творчества.

Также мы участвовали во втором региональном фестивале педагогических и методических идей педагогов коррекционных школ «От идеи до воплощения», на котором получили диплом лауреата. А представленные на фестивале работы тоже результат развития творческих способностей, формирования нравственно-эстетических качеств и культуры обучающихся, которые всегда рады гостям в стенах школы-интерната и дарят им подарок на память — символ нашего школьного сообщества — солнышко, которое каждого встречает и провожает с улыбкой.

Мы также заботимся о будущем наших воспитанников в плане дальнейшего образования и получения специальности. Совсем недавно мы посетили Кинешемское училище начального профессионального образования №36, в котором проходил день открытых дверей. Выбор профессии, на самом деле, очень ответственный шаг: от него зависит успешное будущее, статус в обществе, личная удовлетворенность своей деятельностью, материальное положение! Как выбрать профессию, кем стать, чтобы через некоторое время не жалеть о своем выборе?

Выбирая профессию, выбирая, кем стать, мы выбираем судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей.

Мы рады, что все определились в выборе будущей профессии, лучшие педагоги нас познакомили с уже нашим училищем, в стенах которого ребята смогут получить выбранную профессию, а также завершить получение полного (общего) основного образования. Мы очень рады! Профессионализм педагогического коллектива помог нам сделать правильный выбор, выбрать именно это училище, именно ту профессию, к которой наши воспитанники проявляют интерес.

У НПО Кинешемское училище № 36 славная история, давние традиции. Мы их постараемся продолжить и преумножить.

Подготовил Г.Идрисов