Паломничество в Крым

DCIM100GOPRO
В Крыму

В августе этого года библиотекарь Юрьевецкой школы-интерната Елена Николаевна Макарова вместе с другими паломниками, прихожанами Каменниковского прихода, возглавляемого отцом Гавриилом, совершили паломническое путешествие в республику Крым. Елена Николаевна поделилась своими впечатлениями об этой поездке с корреспондентом нашей газеты Г.Идрисовым.

— Прежде всего, мне бы хотелось рассказать об отце Гаврииле, без которого эта поездка не состоялась. Это необыкновенный человек. Он священник, монах, игумен. Стал монахом на Валааме, куда также возил в паломничество своих прихожан. Чтобы стать монахом на Валааме, необходимо 7 лет пробыть послушником, а это достаточно сложное испытание своей веры и воли. У отца Гавриила есть постоянное желание — помогать людям: где молитвой, где делами, где своим участием, а где-то и материально. Приход у него небольшой и небольшое подворье, но он всем нуждающимся дает приют. Помог многодетным семьям жителей Украины. Его основной целью является как можно больше рассказать людям о православной вере, посвятить их в ее обычаи и законы и тем самым нравственно и духовно обогатить взрослых и, особенно, подрастающее поколение.
В составе нашей паломнической группы было 19 человек, 9 из них — дети от 8 до 16 лет. Все дети, которые знакомы с отцом Гавриилом, его очень любят и ценят. Они постоянно к нему обращаются и знают, что он им всегда поможет. Ведь и у детей есть свои проблемы, как и у взрослых. Кроме того, отец Гавриил — очень опытный водитель и всю дорогу он сам вел микроавтобус, в котором мы ехали.
Выехали из Каменников 3 августа ночью на микроавтобусе с прицепом, также с нами ехал грузовой «Валдай» с нашими вещами и продуктами. Было пасмурно и ветренно. Первым местом, которое мы посетили по дороге в Крым, был Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Когда мы туда приехали, нас охватило ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикоснулись к чему-то сокровенному и вечному, испытали забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.
Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.
Вопреки всем поворотам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.
Батюшка в своих паломничествах всегда заезжает в этот монастырь. Первое, что бросилось в глаза, — это невероятная ухоженность всего, что есть в монастыре. Везде порядок, чувствуется сильная рука настоятеля. Также впечатляют пруд на территории монастыря, где живут черные лебеди, и огромные грядки, на которых растут овощи, ими монастырь обеспечивает себя полностью.
Монастырь находится на левом берегу Волги, в месте, где река Толга впадает в Волгу. В Советское время здесь была колония для подростков.
В монастыре мы причащались и исповедовались, после исповеди поехали дальше.
Следующим на нашем пути был Авраамиев женский монастырь. Он считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и начало свое берет с 990 года. Его основатель — преподобный Авраамий. Из жизнеописания преподобного известно, что когда он поселился близ Ростова, на чудском конце города находился бездушный истукан Велеса, почитавшимся местными язычниками за покровителя торговли и богатства, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. Получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Белее в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм во имя Святого Богоявления Господня и «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею».
Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм монастыря в честь Богоявления был построен еще преп. Авраамием. Первоначально он был деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань». После победы архимандрит Иоаким повелением царя Иоанна Васильевича заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из пределов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий покровителю самого царя — св. пророку Иоанну Предтече. Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню.
В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии.
С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви и Авраамиевской обители в частности. А именно, в 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.
26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах.
Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы подвергались время от времени реставрации и присмотру, все же к нашему времени постройки обители оказались разорены и сейчас нужен значительный ремонт. Особенно тяжелое состояние у Богоявленского собора, где стены и арки требуют большого капитального ремонта.
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви и почивают сейчас в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.
Монастырь сейчас восстанавливается. Там мы тоже пробыли недолго.
Затем мы посетили Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. В 1991 он был возвращен Русской Православной Церкви и стал первой возрожденной обителью Ростова.
Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря был архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию.
С начала 1990-х годов в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод. В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. В июне 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия.
Крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного Чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню.
Вскоре после своего возобновления Спасо-Яковлевский монастырь стал значительным духовным центром не только города, но и всей епархии. В 2009 году монастырь торжественно отметил 300-летие кончины Святителя Димитрия. 4 октября 2009 года, в день памяти ростовского святителя, обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил праздничную Божественную литургию в Дмитриевском соборе. В своем Первосвятительском слове он подтвердил, что «святитель Димитрий Ростовский, соединивший в себе силу духа киево-печерского подвижника с просвещением и образованием, присущим его веку, внес огромный вклад в духовную жизнь нашего Отечества. Его устные проповеди и его письменные творения сегодня воспринимаются церковным преданием как святоотеческая письменность».
Потом мы отправились в церковь Иоанна Златоуста в селе Годеново, где находится Животворящий Крест Господень. Эта одна из величайших святынь православной России нашла свою обитель в храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново неподалеку от города Переславль-Залесский. Храм входит в подворье Никольского монастыря, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.

Удивительна и чудесна история Животворящего Креста. Он уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы — без малого шесть столетий — Животворящий Крест даровал людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме. Чтобы поклониться Святыне и попросить ее помощи, паломники едут сегодня в Годеново со всей страны.
Затем мы побывали в Троице-Сергиевой Лавре. Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.
В 1920 году Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 году. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.
В общем, весь этот день мы посвятили посещению храмов и монастырей. Ночевали у знакомых отца Гавриила на даче, которая находится в Подмосковном городе Ступино. Они искусствоведы и у них множество картин и книг, которые мы с удовольствием изучали. Там мы провели половину следующего дня.
Затем поехали по направлению к Крыму и вечером около 21.00 прибыли в город Задонск, посетили там Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале 17 века, около 1610 года. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима. В середине 17 века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная позднее в 1779 году в город Задонск.
К концу 19 столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России. В 1851 году указом Его Императорского Величества Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.
Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был построен в 2003 году на месте разрушенного в период революционных событий. А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды.
Растет число монашествующих. Каждый год совершаются постриги, братья монастыря рождаются для новой духовной жизни.
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой епархии. Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. В дни престольных праздников в совершаемых богослужениях принимает участие духовенство других епархий.
Торжественные архиерейские богослужения совершаются во Владимирском соборе монастыря в сослужении многочисленного духовенства.
В 2010 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь отметил свой 400-летний юбилей. Обитель восстановлена из руин. Впервые за столетия здесь совершена Божественная литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
Здесь нас быстро накормили и отвели отдыхать в храм, построенный на месте кельи Тихона Задонского, где мы и переночевали. Надо сказать, что там очень красиво — расписанные образами стены и иконы. За радушный прием мы отплатили работой на подворье монастыря — перебирали смородину. Проснулись рано от колокольного звона, отстояли литургию в одном из храмов монастыря, исповедовались и причастились и после этого поехали дальше.
Ехали без остановки очень долго по очень оживленной Ростовской трассе. Мы начали замечать, что вдоль дороги уже продают дыни и арбузы — значит, уже близко юг. Появилась другая растительность и деревья — степи, пирамидальные тополя. Мы долго искали место, где остановиться и в итоге сделали остановку возле маленькой речки прямо в открытом поле. Поужинали купленными арбузами и дынями с хлебом. Хотели искупаться в реке, но она оказалась настолько мелкая, что когда наш «Валдай» ее переехал, то на берег вместе с потоками воды выплеснулось много мелкой рыбы, которую мы аккуратно отпустили обратно в реку. Палатки не разбивали, а просто легли в спальных мешках под открытым небом, благо погода благоприятствовала. Всю ночь рядом с нами шумела трасса — поток машин на ней был нескончаем.
Рано утром, когда мы проснулись, то обнаружили, что все поле — это заросли колючек (верблюжья колючка) и все это сухое и светло-коричневого цвета. Позавтракали и поехали дальше. Ехали без остановок до Краснодара. Заехали в женский монастырь в честь иконы Божией Матери и Всецарицы.
Здесь мы набрали воды в огромный бак, который находился в «Валдае», и поехали дальше. Уже поздно ночью сделали остановку и в высокой траве разбили лагерь, разложив под открытым небом свои спальники. Встав рано утром, мы позавтракали, выпили чая и отправились дальше по направлению к Новороссийску.
Приехав в город, мы первым делом искупались в море прямо в одежде, несмотря на то, что была очень ветреная погода и сильная волна. Очень уж нам хотелось его почувствовать. Люди, которые были на пляже, с удивлением смотрели на нас. Что было удивительно для меня лично, так это то, что Черное море оказалось совершенно зеленого цвета.
После этого мы направились на паромную переправу «Кавказ». Она представляет собой огромную очередь из машин, которые заезжают на большие паромы. При этом легковые и грузовые автомобили отправляются на разных паромах. Нам пришлось простоять там до позднего вечера. Кроме того, была вероятность того, что переправу закроют в связи с сильным штормом на море, но все же мы успели переправиться. Паром очень комфортный, люди не сидят в машинах, а оставляют их на нижней палубе и поднимаются на верхние, где есть места для отдыха и кафе. Переправа занимает всего около получаса, и вот мы в Керчи. На ночлег мы остановились в городском сквере.
На следующий день очень долго ждали «Валдай», который переправлялся отдельно от нас. После того, как «Валдай» прибыл на место, мы плотно позавтракали и отправились на место стоянки, которое находилось в бухте «Золотая» рядом с одноименным поселком на берегу Азовского моря. Берег оказался пустынным — редкие дома без особой роскоши в убранстве, редкие палатки туристов. Пляжи там в основном галичные, а также есть ракушечные. Но мы все равно практически всегда ходили там босиком.
Дети, конечно, безвылазно купались в море, лишь иногда выходя на берег, чтобы погреться и перекусить. Взрослые, которые не были заняты с детьми, обустроили лагерь, поставили кемпинги и отдельную большую палатку для молитв.
Азовское море считается мелким, можно уйти далеко от берега и всюду видны мели. Мы привезли с собой катамаран, и взрослые вместе с детьми часто выходили в море под парусом. Отец Гавриил учил всех управлять катамараном. У нас также были каяки и резиновые лодки с моторами, но моторы не использовали, потому что не знали, как скажется на них воздействие морской воды, и ходили в основном на веслах.
Мы часто прогуливались по побережью, уходя далеко от нашего лагеря. В одном из таких путешествий мальчишки нашли небольшое ущелье, где они обнаружили снаряд, лежавший там со времен войны. Они сразу же сообщили об этом отцу Гавриилу, а он, в свою очередь, рассказал об этом местному участковому, который посещал нас. За снарядом приехала специализированная группа и увезла его. За это сообщение нам была выражена благодарность.
Мы несколько раз переезжали с места на место, чтобы набраться новых впечатлений и оценить Крымские виды. Местные жители говорили нам, что в округе водятся змеи, но нам не встретилось ни одной, хотя мы находили «выползки» (змеиную кожу).
Вдоль берега часто встречались рыбаки, которые ловили на удочки кефаль. Мы и сами ловили рыбу — попадались бычки, кефаль, килька и тюлька. Готовили разнообразно: варили кукурузу, которую очень любят местные жители, и даже жарили блины. Местные жители поначалу смотрели на нас с настороженностью, но как видели священника отца Гавриила, то сразу успокаивались.
Нам нравилось смотреть на южные закаты. Они очень красивые и яркие, но совсем непродолжительные — солнце садится примерно за 4 минуты, а через 10 минут уже темно, сумерек на юге практически нет.
Во время поездки мы посетили Аджимушкайские каменоломни. Это подземные каменоломни в черте города Керчь (названы по посёлку Аджи-Мушкай), где со второй половины мая до конца октября 1942 года часть войск Крымского фронта вела оборону против немецких войск.
Во время Второй мировой войны 8 мая 1942 года немецко-фашистские войска перешли в наступление на Керченском полуострове и 16 мая овладели Керчью. Войска Крымского фронта, оборонявшие город, вынуждены были эвакуироваться на Таманский полуостров.
Часть войск (остатки 83-й бригады морской пехоты, 95-го погранотряда, Ярославского авиационного училища, Воронежской школы радиоспециалистов и других частей — всего свыше 10 тысяч человек), прикрывавшая отход и переправу главных сил, оказалась отрезанной и заняла оборону в Аджимушкайских каменоломнях. Там же укрылась часть местного населения.
Гитлеровцы окружили каменоломни рядами проволочных заграждений, взрывали и заваливали входы, нагнетали в подземные штольни дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осаждённые совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки.
В боях, а также от ран, обвалов, удушья и голода погибли тысячи советских бойцов и мирных граждан. Несмотря на то, что героическая оборона Аджимушкайских каменоломен не принесла советской стороне непосредственной победы, она, как и другие оборонительные операции начального периода войны, позволила связать значительные силы Вермахта, распылить их по территории СССР, и сдержать наступательный порыв германской армии.
В ноябре 1943 года район Аджимушкайских каменоломен был освобождён частями 56-й армии.
Также мы посещали святые места Крыма, развалины древнего города Херсонес, Владимирский собор, который был построен на месте купели, где крестили князя Владимира; были на службе в Симферополе, в Петропавловском соборе; приложились к мощам святителя Гурия и святителя Луки, были на службе в Свято-Троицком монастыре.
Домой мы возвращались в конце августа. Заезжали на Таманский полуостров и Кубань, где набрали воды в поездку. Возвратились в родные места ночью 31 августа.
Для всех эта поездка была чем-то удивительным, ярким и запоминающимся. Огромное количество впечатлений получили все ее участники. Хочется еще раз выразить огромную благодарность отцу Гавриилу за его доброту и открытое для всех сердце.
Подготовил Г.Идрисов

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»