Почитание иконы Иерусалимской Божией Матери

Почитание иконы Иерусалимской Божией МатериВ России в каждом православном городе, а иногда в селе или храме есть свои, особо почитаемые иконы Богородицы и святых. Такой иконой Богородицы в нашем крае был образ Иерусалимской Божией Матери, один из дней памяти которой отмечается 25 октября. О том, как почитали этот образ, где он сохранился и как почитают его сейчас, рассказывает в своем небольшом исследовании юрьевецкий краевед Светлана Константиновна Жихарева.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Икона Иерусалимской Божией Матери относится к типу Праворучицы. Это значит, что младенец Иисус сидит на правой руке Богородицы, как правило, прямо, вполоборота. Иконография образа и время его создания восходят ещё к первому веку нашей эры.

В Юрьевецком уезде почитание иконы началось с начала XVIII века, после того, как в Кривоезерском монастыре, близ Юрьевца, поселился монах Кирилл Уланов. Он написал несколько икон Иерусалимской Божией Матери, которые стали впоследствии чудотворными. С них делали многочисленные копии как для Юрьевецких храмов, так и для храмов Поволжья.

УЕЗДНЫЕ ХРАМЫ

Юрьевец на Волге или Поволжский — старинный уездный центр бывшей Костромской губернии. Территория уезда была довольно большой, охватывая земли по обе стороны Волги. В настоящее время часть их в территориально-административном плане уже давно отошла к другим районным центрам, но, тем не менее, связь с ними сохранилась через исторические события, которые имели место в прошлом.

К 1877 году Юрьевецкий уезд насчитывал 2 города и 57 сёл, в которых было 102 церкви. К 1933 г. в Юрьевецком районе насчитывались один город с четырьмя церквями и 43 села с 48 храмами. К настоящему времени большая часть церквей разрушена, часть восстанавливается. К счастью, сохранились описи имущества закрываемых церковных общин, по которым мы имеем возможность узнать о наиболее чтимых иконах уезда. Ко времени написания этой работы удалось изучить материалы по 21 храму Юрьевца и Юрьевецкого уезда, посетить и ознакомиться с иконами тех церквей, которые не закрывались (4 храма).

В результате кропотливой работы установлено, что практически во всех этих храмах главной почитаемой иконой была икона Иерусалимской Божией Матери. Как правило, по описи она была самой большой, дорогой и стояла либо у Царских врат в иконостасе, либо рядом, перед иконостасом, близко к алтарю. Некоторые иконы находились в позолоченных или посеребрённых ризах. В храме с. Мостовки Пелеговского участка икона Иерусалимская была в «финифтовой» ризе и самой дорогой из икон. В с.Покров-Валы икона была дорогой, на ней риза низана искусственным бисером». В Преображенской церкви с. Спаса-Столпина Иерусалимская икона находилась в алтаре.

Среди четырёх самых больших и дорогих икон в позолоченных ризах числится икона в описи имущества Преображенской церкви с. Жуковка. Из двух самых дорогих икон Воскресенской церкви с.Ёлнать значится Иерусалимская Божия Матерь. Самая большая и дорогая икона в позолоченной ризе Соболевской церкви Воскресения Христова — это Иерусалимская.  Самой большой, но уже без ризы, была икона Иерусалимской Божией Матери в Свято-Духовской церкви на кладбище в г.Юрьевце.

По документам из 29 храмов в 19-ти почиталась икона Иерусалимской Божией Матери. По четырём храмам информацию установить невозможно, т.к. записи утрачены либо описи икон нет. Из городских храмов точно известны два, где почитался этот образ: Входоиерусалимский собор и Свято-Духовская (кладбищенская) церковь.

СОБОРНЫЕ ОБРАЗА   

Предполагается, что во Входоиерусалимском соборе образов было два. Возможно, что и в других храмах их было больше, только они были меньше по размерам и стоимости и в описях не указывались. Например, в Кривоезерском монастыре в Иерусалимской церкви было 19 икон Иерусалимской Божией Матери. Из них пять самых ценных принадлежали письму Кирилла Уланова (четыре в алтаре, одна в иконостасе), семь ходовых, пять в библиотеке и две в храме: ещё одна в иконостасе и одна у колонны справа. Исследование документов продолжается.

Как выглядели эти храмовые иконы Иерусалимской Божией Матери, установить теперь можно только предположительно на основе немногих сохранившихся икон или их репродукций.

ИЗВЕСТНЫЕ СПИСКИ

Одна из самых известных в мире икон Иерусалимской Божией Матери сейчас находится в Пантелеймоновом монастыре на Афоне в Покровском храме. Этот образ был написан в Кривоезерском монастыре монахом Никоном (Прихудайловым). Это список с чудотворной монастырской иконы К.Уланова. По воле самой Богородицы икону монах передал на Афон. Об этом событии в Пантелеймоновом монастыре сохранились предания и документы.

С иконы на Афоне сделано множество копий, печатных и рукописных. В Юрьевце сохранилась такая чёрно-белая бумажная икона старинной печати. Возможно, их продавали в Кривоезерском монастыре или в храмах Юрьевца, а может, её привезли с Афона или Афонского подворья в Москве.

Ещё одно изображение почитаемой иконы мы можем увидеть в виде фоторепродукции в книге А.Воскресенского «Дар небесного милосердия Богоматери к стране Костромской — чудотворная Ея Иерусалимская икона в Троицкой Кривоезерской пустыни», изданной в Одессе в 1913 году.

Из книги мы узнаём, что чудотворный образ вывозили в разные города и селения, её возили по Макарьевскому, Юрьевецкому, Кинешемскому уездам. В 1824 году, когда она находилась в соборе г.Галича, проезжавший здесь император Александр I молитвенно преклонил пред нею свои колени.

Ещё одно изображение Кривоезерской иконы можно увидеть в книге «Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежительной пустыне, Костромской епархии, составлены из подлинных монастырских бумаг в 1861г., той же пустыни иеродиаконом Филуменом».  Изданы в Москве в 1862г. Обращает на себя внимание то, что икона подписана как «Образ Кривоезерския Пресвятыя Богородицы».

ОДНА ИЗ ПОДЛИННЫХ ИКОН

Одна из подлинных икон, созданных в Кривоезерской обители, чудом сохранилась в Казанской церкви с.Кощеево Родниковского района. Как икона оказалась там, мы не знаем. Здесь утверждать можно одно из двух: либо икону издавна почитали в этом храме, который ранее был на территории Нерехтского уезда, либо ее из Кривоезерского монастыря спасли, спрятали и сохранили в этом селе. В самом селе Кощееве об иконе, её появлении пока сведений нет.

Впечатление от иконы удивительное. На ней есть подпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Иерусалимския Кривоезерския». Лики очень схожи с теми, которые сохранились на фоторепродукции с чудотворной иконы Кривоезерского монастыря из книги А.Воскресенского «Дар небесного милосердия Богоматери…». Невольно появляется мысль, а не подлинная ли это икона, чудом спасённая кем-то из верующих в безбожные времена.

ИКОНА ИЗ ЦИКИНА

Ещё несколько икон Иерусалимской Божией Матери сохранились в церкви Вознесения села Цикино. Это за Волгой, напротив Юрьевца. В ясные тихие дни мы можем видеть белую колокольню Цикинского храма. Село находится на территории бывшего Юрьевецкого уезда Кошкинской волости. Сейчас это Сокольский район Нижегородской области. Вознесенский храм единственный в Сокольском районе «не подвергался разрушению и разграблению.

К тому же, это старейшая церковь в районе. По преданию она была здесь уже в 1642г. Икона Иерусалимской Божией Матери большая, расположена слева у стены параллельно иконостасу рядом с ним. Со слов местных жителей икону заново переписывали на прежней иконе в 70-80-е годы XX века.

СХОЖИЕ ИКОНЫ

В местном ряду иконостаса есть ещё одна икона — Праворучица, очень похожая на Иерусалимскую. Но в храме её почитают как Долинскую, хотя у Долинской иконы Божией Матери совсем другая иконография. Вероятно, часть надписи на иконе была утрачена, и при поновлении сохранилось ошибочное название. По местному преданию её нашли в пелеговских лесах у родника и принесли в храм. После Великой Отечественной войны её обшила бисером монахиня, поселившаяся около церкви в Цикино.

ЭКСПОНАТ МУЗЕЯ

Ещё хотелось бы сказать об иконе, которая хорошо известна в кругу исследователей-искусствоведов. Она представлена в экспозиции Историко-краеведческого музея г.Юрьевца. Икона поступила в музей в 1929 году. Откуда — неизвестно. Специалистом Ивановского областного художественного музея Л.П. Виноградовой икона определяется как «один из поздних списков с чудотворного образа, созданного К.Улановым» и «написана для одного из храмов г.Юрьевца, не исключено, что для Входоиерусалимского собора».   Цветовые сочетания и способы написания лика «типичны для костромской провинциальной иконописи рубежа XVIII — XIX веков. По-видимому, икона была исполнена кинешемским или местным юрьевецким мастером».

ИКОНА ПОД ЗАПИСЬЮ

Считается также, что из этого храма происходит сохранившаяся до наших дней икона Иерусалимской Божией Матери, которую в настоящее время можно увидеть в Богоявленской церкви г.Юрьевца. Икона находится под записью. Пробные раскрытия были сделаны в 1989 году Ю.А. Кузнецовым. По предположениям специалистов, она написана в начале XVIII века, возможно, даже Кириллом Улановым. Икона нуждается в реставрации.

Ещё одна икона Иерусалимской Божией Матери, имеющаяся в Богоявленской церкви, сохранилась плохо, надписи есть, но они не читаются. Богородица и Младенец в покрывалах красного цвета. О том, что икона Иерусалимская, предположить можно на основании печатной репродукции иконы Блаженного Симона Юрьевецкого. На ней святой стоит на фоне храма и молится образу Пресвятой Богородицы, расположенному в верхнем левом углу иконы.

Образ подписан как Иерусалимская Божия Матерь и очень похож на тот, который сохранился в Богоявленском храме. Необычность бумажного изображения Богородицы в том, что образ представлен в зеркальном изображении. Икона святого Симона Юрьевецкого датируется XIX веком. Для нас важно ещё подчеркнуть то, что почитание местного святого, который жил в XVI веке, наложилось на почитание образа Иерусалимской Божией Матери, начавшегося в XVIII веке.

К Кривоезерскому монастырю святой Симон тоже имеет прямое отношение: он предсказал основание пустыни и молился в том месте, где она потом была создана. Изображение Богоматери на иконе несколько отличается от известных сохранившихся икон и близко к изображению на миниатюре из Радзивиловской летописи (конец XV в., л.205 об.), на которой князь Андрей Боголюбский и его дружина молятся перед иконой Божией Матери.

Имеются в юрьевецких храмах и современные иконы Иерусалимской Божией Матери. Из рукописных их две: в церкви Рождества Христова в Юрьевце и в Покровской церкви села Задорожье.

НОВАЯ ИКОНА

В Рождественской церкви образ написан местной жительницей, прихожанкой храма Н.Масленниковой. В Покровской церкви икону нарисовали по просьбе настоятеля греческие иконописцы. Она написана в память о находившейся здесь когда-то большой иконе Иерусалимской. По воспоминаниям прихожан, она имела драгоценные украшения, которые ободрали, а позже украли и саму икону. Храм в Задорожье не закрывался и имел придел в честь Божией Матери Иерусалимской, в котором служба идёт и по сей день.

Когда-то жители Юрьевца и уезда глубоко чтили образ Иерусалимской Божией Матери и повсеместно отмечали дни её памяти.  А сегодня всё это забыто. Лишь в отдельных храмах вспоминают о святыне в день её общецерковного почитания.

Пресвятая Богородица, прости нас.

Подготовил Михаил Крайнов

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»