«Все новое — хорошо забытое старое». Эту народную мудрость в полной мере можно применить к Федеральному закону от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», которым фактически возрождена прежняя, еще советская система особого контроля над осужденными, вышедшими на свободу.  Данный законодательный акт мы попросили прокомментировать пресс-секретаря Юрьевецкого районного суда Г.А. Гоголину.

— Что же такое административный надзор? Согласно закону это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него законом обязанностей.

Под ограничениями для поднадзорного лица понимаются: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Суд вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, так и комбинацию отдельных ограничений. Кроме того, в течение срока административного надзора суд, учитывая сведения об образе жизни и поведении поднадзорного, вправе частично отменить отдельные ограничения либо, наоборот, дополнить ранее назначенные новыми. Данные административные ограничения могут налагаться только судом.

В обязательном порядке административный надзор вводится в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Режим административного надзора может вводиться судом в отношении совершеннолетнего, освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления против несовершеннолетнего, если такое лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения, направленных против порядка управления или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность.

Надзор может быть установлен судом на срок от одного года до трех лет. Лица, совершившие указанные выше преступления против несовершеннолетних, будут находиться под административным надзором до момента погашения судимости.

Инициатором установления административного надзора могут быть исправительные учреждения или органы внутренних дел. Непосредственное наблюдение за поднадзорными лицами, а также индивидуальную профилактическую работу ведут участковые уполномоченные полиции.

Закон обязывает лиц, находящихся под административным надзором, допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток (вечером и ночью), в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной или письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных законом. За неисполнение обязанностей поднадзорное лицо несет административную и уголовную ответственность.

Данный закон — законодательный акт, призванный снизить уровень рецидивной преступности. Одним из ключевых его моментов является оказание индивидуального профилактического воздействия на тех, кто преступил закон и понес за это наказание.

Дела об административном надзоре рассматриваются судом в рамках гражданского судопроизводства. В настоящее время в производстве Юрьевецкого районного суда находятся несколько заявлений об установлении административного надзора. Решение по одному подобному делу вступило в законную силу.

Начальник межмуниципального отдела МВД России «Кинешемский» обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора сроком на три года в отношении Леднева (фамилия изменена).

Поскольку в судебном заседании было установлено, что Леднев, судимый за совершение тяжкого преступления, имея непогашенную судимость, освободившись из мест лишения свободы совершил в течение года три административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, суд счел, что заявление начальника межмуниципального отдела МВД России «Кинешемский» о необходимости установления в отношении Леднева административного надзора подлежит удовлетворению.

С учетом данных о личности Леднева, его характеристики по месту жительства, мнения прокурора, суд решил частично удовлетворить заявление начальника межмуниципального отдела МВД России «Кинешемский», определив в отношении Леднева срок административного надзора в течение двух лет, обязав его являться в отделение полиции № 9 МО МВД России «Кинешемский» для регистрации 2 раза в месяц, в дни, установленные данным органом, и запретив ему пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 7.00 часов утра.