Подвиг полного самоотречения

Родник Симона БлаженногоВ мае 2015 года В.П.ДАНИЛОВА, заведующая отделом Музея пейзажа в Плесском музее-заповеднике, посетила памятные места св. Блаженного Симона в Юрьевецком районе. Целью ее исследования было понять, насколько живы воспоминания о св. Блаженном Симоне, который прославил эти края и был основателем Троицкого Кривоезерского монастыря. Вот что она рассказала.
— Ежегодно (с 2010 года) 23 мая в день памяти святого блаженного Симона Юрьевецкого проходят в городе Юрьевце общеепархиальные торжества. В богослужении принимают участие благочинные церковных округов Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, духовенство Юрьевецкого, Кинешемского, Приволжского районов. Приезжают паломники из многих районов Ивановской области и других мест. Из города Кинешмы привозится ковчег с частью мощей святого Симона. Служба начинается в Богоявленской церкви. В крипте этого храма под спудом (то есть под землей) находится могила блаженного Симона Юрьевецкого. Каменная, одноэтажная церковь была построена в 1619-1620 гг., и это самый древний в городе памятник архитектуры. До построения каменного храма могила была около одноименного деревянного храма. После службы люди прикладываются к мощам святого и спускаются в подвальное помещение к могиле. Затем проводится Крестный ход по городу и на городской площади заканчивается служба.
Кроме этого, верующие и паломники перемещаются в село Ёлнать в храм Воскресения Христова. В ХVI веке на месте этого храма существовал деревянный храм в честь св. Николая Чудотворца. По преданию, в нем в течение 15 лет молился святой Симон Юрьевецкий. После посещения этого храма люди идут на место первого поселения святого в этих местах, где есть часовня и святой ключик. Дорога идет по селу, а потом по полю к лесу. По протяженности составляет не более 1,5 километров.
На опушке леса стоит памятный крест. Огромный, деревянный, срубленный из одного цельного дерева. За ним находится овраг и крутая лестница, спускающаяся вниз к речке. В овраге много витых, перекрученных, имеющих большие разветвленные кроны, сосен и елей. У многих деревьев корни выходят на поверхность.
В овраге — два родника, часовня и две купальни. Все сделано добротно, с любовью. Везде чистота и ухоженность. В овраге протекает небольшая речка, и родники впадают в нее. Через речку сделан мостик. Дорога через мостик ведет на поляну, посередине которой проходит проселочная дорога. Здесь же имеется недостроенный деревянный храм и два дома, маленьких, больше похожих на бани. К домам подведена электроэнергия и, хотя у дверей заросли травы, видно, что люди постройки покинули недавно. Рядом с храмом находится могила священника (так гласит надпись на кресте) с небольшой оградкой.
При посещении этих мест мне удалось побеседовать с местным жителем, который сидел в машине. Я спросила мужчину о домах, могиле, и вот что он мне рассказал:
«Один дом мой. А рядом дом священника, который занимался восстановлением этого памятного места. Начиналось все здесь в конце девяностых годов. В ограде нет могилы, похоронен священник не здесь, на другом кладбище. Но он был первым, кто нашел это место и стал все потихоньку восстанавливать, возрождать. Люди только начинали приближаться к вере, оцерквляться. Отец Никон приехал к нам из Украины, служил в храме неподалеку. А здесь мы с ним приступили к обустройству. Мы — ровесники и звали нас одинаково от рождения — Николаями. Это потом он стал отцом Никоном. А когда нам было по 33 года, в 1993 году его убили. Убили за иконы, которые ему люди из окрестных деревень приносили. Убийцы хотели их украсть, а он им помешал.
Потом сюда прислали из епархии другого священника. Я здесь уже жил. И батюшке еще дом перевезли, поставили, свет провели. Стали мы здесь храм строить. Потом привели в порядок ключик, поставили часовню, купальни. Но потом священник не смог здесь жить, уехал. А я остался. Еще семь лет один жил. Летом много бывало людей, а семь месяцев в году — никого. Скучно не было, я люблю тишину и покой. А трудно бывало. Я же инвалид, у меня нет ног. Езжу на коляске и на этой машине. Но тогда машины не было. Зимой снег трудно от дома было отгребать, да дорожку чистить к роднику. Воду то надо набирать, хочешь или нет, иди. Хлеб пек сам, готовил, стирал. А когда нужна была помощь или крупа заканчивалась, я к ошейнику собаки носок привязывал и отправлял в деревню к маме. Мама у меня еще жива тогда была. Встретит собаку, наберет продуктов и на лыжах ко мне пробирается. А когда мама умерла, так я в деревню переехал, ближе к людям. Здесь много сейчас людей бывает, приезжают отовсюду. А в Духов день ежегодно проводятся службы. Все батюшки из округи приезжают».
Когда я стала с ним прощаться, желать, чтобы Господь ему дал то, что ему хочется, он улыбнулся и произнес фразу, которая никогда не покинет меня:
«Мне не надо что хочется, пусть Господь даст мне по необходимости…»
Фраза моего собеседника, его жизнь и жизнь людей, которые занимались и занимаются возрождением этих мест — это продолжение тех добрых дел, которые совершал святой Блаженный Симон Христа ради Юродивый.
«Подвиг полного самоотречения, который очистил душу его, был угоден Богу, и он еще при жизни получил дар прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее во славу Божию для врачевания недугов и нравственного исправления ближних» (Житие св. Блаженного Симона Юрьевецкого).
Подготовила Н.Комарова

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»