В выставочном зале историко-художественного музея  проходит выставка «Память о прошлом», на которой представлена коллекция предметов  Кузнецовского  фарфора. Какие слои населения пользовались такой посудой, чем она отличалась  от других изделий и каким юрьевецким семьям принадлежали эти коллекции,  об этом рассказывает  хранитель фондов музея Елена Алексеевна Силкина.

— На выставке представлена коллекция посуды, сданная в музей юрьевчанкой Т.П.Таламановой. Принадлежала она ее деду, который работал поставщиком посуды для магазинов юрьевецких купцов Флягина, Духонина и других. Что же из себя представляла посуда кузнецовских заводов? Из блистательного ряда таких художественных достижений, как произведения Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера и Попова, кустарных заведений Гжели, кузнецовский фарфор выделялся совершенно особенными качествами. Кузнецовы развили это направление так, что к концу столетия кузнецовский фарфор стал самым массовым, доступным и популярным. Всей своей массой он был ориентирован на самые широкие слои населения, включенные тогда в сложный процесс эстетических переориентаций. Наивность и непосредственность отношения покупателя к тому или иному явлению, стихийность и острота видения становились особенностью и кузнецовского товара, чутко реагировавшего на состояние вкусов и пристрастий своего потребителя.

Начало крупнейшей фарфоровой монополии рубежа 19-20 веков – «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» — было положено в 1810 году в Гжели, в деревне Новохаритоново Бронницкого уезда, бывшим кузнецом, человеком, никогда ранее не связанным с производством и сбытом фарфоровых изделий. Открывая новое для себя дело, Я.В.Кузнецов выступил как предприниматель, промышленник. В своем начинании он опирался на местных мастеров, быстро наладивших ему производство типично гжельской продукции. Это были характерные чашки с блюдцами, тарелки, полоскательницы, мелкая жанровая пластика. Однако в художественной отделке кузнецовских изделий уже тогда просматривалась спешность и некоторая небрежность, порожденные характером труда на предприятии, ориентированном на массовое производство недорогой расхожей продукции. Эта особенность определила направление всей дальнейшей работы предприятия на неуклонное увеличение масштабов производства, расширение рынков сбыта. Одна за другой появляются новые фабрики. В конце 19 века кузнецовское объединение фактически стало во главе отечественной фарфоровой промышленности. По грандиозности масштабов производства, широте территориального распространения продукции до кузнецовского объединения в отечественной фарфоровой промышленности ничего подобного не было.

Крепко держали Кузнецовы в своих руках восточные рынки, для которых ассортимент продукции был очень обширным. В него, наряду с обычным расхожим русским товаром — чайниками, чашками, — входил традиционный специфический набор предметов: половницы, пиалы, кальяны и т.д. Разностилье восточного товара объяснялось обширностью самого рынка сбыта, включавшего пространство от мусульманского населения Поволжья до Китая на Востоке и Персии в передней Азии. Такой широкий географический диапазон предполагал удовлетворение многообразного вкуса.

Как видим, кузнецовский фарфор был достаточно распространен и доступен семьям среднего достатка. В фондах хранится посуда, сданная Н.А.Голиковой, купленная ее отцом А.Г.Голиковым, который работал инженером на льнофабрике, а также посуда из семей Улисовых и Масловых. Мы бережно храним, сданные в музей предметы старины, которые позволяют в дальнейшем изучить еще одну страничку богатой истории нашего края.

Т.Терешина, фото автора