Правовое обеспечение в школе

заседание КДНВ начале сентября в зале администрации Юрьевецкого муниципального района прошло очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав под руководством председателя комиссии Ю.И.Тимошенко и секретаря комиссии, заместителя председателя КДН и ЗП О.А.Марковой. На комиссии присутствовали ее члены В.В.Грачева, В.В.Скрицкая, Р.Н.Рябков, Т.В.Крылова, Т.А.Зазунова, Н.А.Белова, Е.В.Жогина, И.Л.Щелканова, Н.Н.Цевочкина, Н.В.Рябкова, а также руководители образовательных организаций города и района, дополнительного образования, представители организаций и структур, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений и защите прав несовершеннолетних.

На повестке дня работы комиссии было несколько вопросов. С докладом о работе комиссии по разрешению споров между участниками образовательного процесса и развитию службы медиации выступила Т.В.Трофимова, педагог-организатор Елнатской средней школы. О работе педагогического коллектива средней школы №2 г. Юрьевца по организации правового просвещения среди учащихся (работа отряда юных помощников полиции) в своем докладе рассказала А.В.Смирнова, заместитель директора школы. С докладом о работе уполномоченного по правам ребенка в средней школе №1 выступила Н.В.Смирнова, заместитель директора школы.
По первому вопросу Т.В.Трофимова проинформировала членов комиссии, что с целью организации деятельности школьной службы примирения в марте 2014 года были изучены методические рекомендации «Организация деятельности служб примирения в образовательном учреждении», подходы к организации работы служб примирения в других образовательных учреждениях, разработан годовой план работы.
Работа службы медиации в школе проводилась согласно цели и поставленным задачам на 2013-2014 учебный год. Служба медиации служит для создания условий успешной социализации несовершеннолетних, для снижения количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Работа службы медиации включала в себя: разработку положения о школьной службе примирения (ШСП), разработку Устава о ШСП, планирование работы ШСП; формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии»; сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура; анализ документов, консультирование законных представителей; оформление стенда «Школьная служба примирения»; консультации со специалистами других служб примирения; проведение программ примирения; занятия для учащихся — участников Школьной службы примирения — по формированию социальных навыков, конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений и корректности в критике; обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить; формирование представлений о признаках конфликтных ситуаций, о компромиссах; воспитание ценностного отношения к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования.
В состав школьной службы примирения в 2013 — 2014 году входили обучающиеся 8 — 11 классов, заместитель директора школы по УР, заместитель директора школы по ВР, педагог-психолог.
С обучающимися, входящими в состав школьной службы примирения, было проведено практическое занятие по теме «Конфликты и пути их разрешения». В период с марта по май совместно с обучающимися оформлен стенд по теме «Школьная служба примирения».
По второму вопросу А.В.Смирнова довела до членов комиссии информацию о работе школьного отряда «Юные друзья полиции».
Одним из направлений профилактической деятельности школы, повышающим уровень правовой культуры, является создание в 2009 году клуба «Юных друзей милиции», а позднее полиции. Объединение действует на базе средней школы № 2 и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы и Конституцией РФ.
Отряд ЮДП осуществляет комплекс профилактических мероприятий по предупреждению антиобщественного поведения учащихся, профилактике наркомании, алкоголизма и табакозависимости, формированию здорового образа жизни, контроль внешнего вида учащихся, контроль над своевременным приходом учащихся на урок и пропусками уроков без уважительных причин.
Отряд организует дежурство по школе, дежурство на праздничных мероприятиях и дискотеках, конкурсы, акции, операции по предупреждению антиобщественного поведения учащихся.
Отряд способствует воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся, выполнению всеми школьниками Правил для учащихся, установленными Уставом школы, выполнению Правил внутреннего распорядка.
Ребята участвуют в экскурсиях, встречах с сотрудниками правоохранительных органов, принимают активное участие в городских, районных и региональных конкурсах.
Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, они заняты в конкретных мероприятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой — у них вырабатываются правовые убеждения и навыки законопослушного поведения. Именно в процессе активной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.
Наиболее эффективными формами правового просвещения являются информационное просвещение через газету «Волга», правовое просвещение через беседу, наглядная правовая информация, а также произведения литературы, искусства. Стоит отметить и проектную, и творческую деятельность: конкурсы, олимпиады, проекты, дискуссии, вечера вопросов и ответов, психолого-педагогические мероприятия: индивидуальные консультации, беседы, тренинги.
Ознакомление учащихся с основными правами ребёнка происходит на уроках обществознания и истории (эти вопросы включены в программу), на классных часах, в процессе участия ребят в многочисленных конкурсах по правовой тематике.
По третьему профилактическому вопросу выступила Н.В.Смирнова, которая проинформировала членов комиссии о том, что на общешкольной конференции в октябре 2011 года уполномоченным по правам ребенка в школе была выбрана Л.В.Шумилова, учитель русского языка и литературы. На управляющем совете школы было разработано Положение, определяющее цели, компетенцию, порядок деятельности уполномоченного.
Основными задачами уполномоченного по правам ребёнка в МБУ СОШ №1 им. А. С. Пушкина являются: содействие восстановлению нарушенных прав ребёнка; создание в образовательном учреждении условий, способствующих усилению защищённости прав ребёнка; содействие просвещению по вопросам прав ребёнка, формирование правовой культуры учащихся и их родителей.
Таким образом, основная функция уполномоченного по правам ребёнка в школе — предупреждение конфликтов через просветительскую работу (выход на классные часы, родительские собрания) и информационную работу (проведение тестирования, анкетирования с целью выявления проблемных ситуаций).
В своей деятельности уполномоченный по правам ребёнка руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Федеральным законом «Об образовании», Уставом школы и Положением об уполномоченном.
Правовое просвещение школьников — задача не только учителей- предметников, классных руководителей, но и самих учащихся. С этой целью из числа учащихся были выбраны ребята, которые вошли в совет уполномоченного по правам ребенка. Вместе с советом уполномоченных был оформлен стенд «Права ребёнка», на котором находится информация о работе уполномоченного, контактные телефоны уполномоченного по правам ребёнка в РФ, уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, телефоны доверия. На стенде был размещён ящик «Трибуна гласности», в который ребята могли бы отпускать письменные жалобы. За 2011-2014 годы ни одной письменной жалобы не поступало.
Работа уполномоченного требует терпения, умения держать руку на «пульсе» всего происходящего. Но можно выделить и основные трудности в работе, которые возникают в силу следующих противоречий: многие родители, педагоги и школьники не готовы признавать свои ошибки, и единственный способ разрешения конфликтных ситуаций видят через жалобы директору школы; гипертрофированное представление детей о своих правах (мне это можно, я не обязан) ведёт к неисполнению учениками своих обязанностей и нарушению прав других сторон: одноклассников, учителей.
Анализ деятельности Уполномоченного по правам ребенка показал, что при планировании работы на 2014-2015 учебный год приоритетными становятся следующие направления: правовое просвещение участников образовательного процесса; обучение учащихся, педагогов, родительской общественности бесконфликтному выходу из «острых» ситуаций.

Подготовил Г.Идрисов

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»