Приоритетная задача

 9 декабря 2003 года в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Одним из основных направлений деятельности по противодействию коррупции является формирование антикоррупционного мировоззрения и правовой культуры, в том числе привитие уважения к закону и преодоление правового нигилизма,  формирование осознанного восприятия и отношения к коррупции, нравственное отторжение коррупционного поведения, формирование устойчивой позиции по осознанию социальных потерь от проявлений коррупции. На тему борьбы с коррупцией корреспондент редакции газеты «Волга» Г.Идрисов побеседовал с управляющей делами администрации Юрьевецкого муниципального района В.Д.Мещеряковой.

— Валентина Дмитриевна, насколько значимым Вам представляется общественный контроль в сфере противодействия коррупции?

— Уже в течение нескольких лет в стране проводится масштабная работа по противодействию коррупции. Вовлеченными в нее оказались все ветви и все уровни публичной власти, а также институты гражданского общества. Я абсолютно убеждена в том, что активно действующее гражданское общество является важнейшим инструментом в противодействии коррупции.

Наша задача на сегодняшнем этапе состоит не только в том, чтобы обеспечить эффективное участие общественности в контроле за деятельностью органов местного самоуправления, но и пересмотреть правоприменительную практику и сделать всю систему муниципального управления максимально открытой для общественности.

— Расскажите, пожалуйста, о формах гражданского участия в противодействии коррупции, которые существуют в районе.

— Прежде всего, напомню, что в районе основные направления противодействия коррупции установлены нормативными  правовыми  актами по противодействию коррупции, в которых определены конкретные мероприятия по повышению эффективности противодействия коррупции.

Гражданское участие в противодействии коррупции осуществляется в самых различных формах. Это и деятельность представителей общественности в координационных советах, которые созданы при администрации, и деятельность независимых экспертов в составе аттестационных и конкурсных комиссий, и участие наших граждан в общественном обсуждении наиболее значимых проектов муниципальных правовых актов. Наверняка все помнят, какой большой общественный резонанс имело публичное обсуждение генерального плана г. Юрьевца.

Весьма значимой для нас формой участия общественности в сфере противодействия коррупции могла бы стать работа общественности по проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нами правовых актов, так как наличие в нормативных правовых актах положений, допускающих возможность совершения коррупционных деяний, является питательной почвой для коррупции. На официальном сайте муниципального района  существует специальный раздел «Нормативные акты», где размещаются проекты документов. К сожалению, на сегодняшний день ни одного предложения от граждан в наш адрес не поступило, поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям района с просьбой о рассмотрении проектов правовых актов, которые размещаются на сайте, и о направлении на электронный адрес adm@yurevets.ru замечаний и предложений к проектам.

— А можно ли отнести к этой работе опыт проведения публичных слушаний по проекту местного бюджета?

— С формальных позиций эта работа не относится к противодействию коррупции. Однако такая процедура принятия основного финансового документа как публичные слушания в значительной степени повышает открытость власти, делает еще более прозрачной и понятной ее работу и безусловно повышает уровень доверия людей к чиновникам и депутатам.

— В   районе создан Общественный совет. Отводится ли ему какая-то роль в противодействии коррупции?

— Действительно, Общественный совет уже начал свою работу. В состав совета вошли очень уважаемые люди, представляющие самые разные общественные и профессиональные сообщества района. Глава администрации муниципального района, принимая решение о создании Совета, руководствовался тем, что сейчас необходимо создать условия, при которых различные слои и группы общества будут ощущать, что их достаточно специфичные, зачастую противоречивые запросы не просто услышаны местной властью, но доходят до властей в виде конкретных рекомендаций структур гражданского общества. Местная власть же со своей стороны должна либо принять профессиональные и ответственные рекомендации, либо открыто и аргументировано их отклонить. Собственно, это и означает переход на новую, более качественную модель взаимоотношений власти и общества.

— Валентина Дмитриевна, что же такое коррупция?

— Коррупцией считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток.

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Выгодами имущественного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.

Важно знать!

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации:

— дача взятки должностному лицу наказывается штрафом в размере до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки (ст. 291 УК РФ);

— получение взятки должностным лицом наказывается штрафом в размере до стократной суммы взятки, либо лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки (ст. 290 УК РФ);

— посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя наказывается штрафом в размере до девяностократной суммы взятки, либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки (ст. 291.1);

— лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

— Как исполняется закон в органах местного самоуправления?

— Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами.

В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»