Речник не профессия — это жизнь

Николай Михайлович Алов
Николай Михайлович Алов

В местечке Затон Юрьевецкого муниципального района живут необычные люди — это потомственные волгари, которые из поколения в поколение передают свои навыки, связанные с речным делом. О том, что один из жителей Затона отметил свою 55-ю навигацию, мы узнали от односельчан. Сам Николай Михайлович Алов человек очень скромный и, как заправский речник, не любит «сорить» словами. Однако мы побывали в этой гостеприимной семье и узнали много интересного.

Николай родился в семье речников (судя по рассказу) прямо в плавании. Мама, Нина Ивановна, работала матросом на корабле «Любовь Шевцова», а отец, Михаил Тихонович Алов, был капитаном. Весь судоходный сезон дети Аловых (а их было семь человек) проводили в плавании. Необычное детство для них было делом привычным. С утра до ночи они носились по палубе, качались на сооруженных для них качелях и думать не думали, что бывает иначе.
Когда пришла пора задуматься о профессии, Николай Алов уже твердо решил, что будет ходить по реке. Тем более, что уже имел большой опыт управления кораблями.
Будучи тринадцатилетним мальчишкой, он заменял рулевого в то время, когда команда выводила плот. Николай остался один на судне, а в это время огромный «Волга-нефть» стал обгонять их плотовод. Отец, конечно, видел, что идет большое судно, но на корабль не вернулся. Уверенность в сыне была настолько большой, что ни один мускул на его лице не дрогнул в момент обгона «Волга-нефти».
Ходить на корабле юноша стал, не достигнув шестнадцати лет. В то время нужны были умелые руки, и Николай был взят рулевым на корабль «Юный ленинец» под честное слово капитана.
На пути к капитанскому мостику Николай Алов преодолел несколько учебных заведений, начиная с Юрьевецкой лесотехнической школы и заканчивая школой комсостава в Казани.
Получив соответствующее образование, он пошел вторым штурманом на корабль «Урал». В 1977 году Николай Алов становится капитаном этого же корабля. Наверное, этот год был судьбоносным для Алова, потому что внес много изменений в его судьбу.
Однажды, посетив с грузом соседнее Сокольское, Николай влюбился в свою будущую жену Веру. Несмотря на погодные условия и удаленность населенного пункта, он, как целеустремленный капитан, шел к своей цели, к своей любимой Вере. И судьба помогла ему.
Отправляясь в очередной рейс на знакомом уже нам грузовом теплоходе «Урал», оказалось, что в команде не хватает кока. Посудите сами, какой рейс без кока, но найти подходящую кандидатуру в короткий срок было очень проблематично. Капитан с «Озерного» вызвался помочь команде. 13 апреля, когда Волга еще не освободилась ото льда, они направились все к тому же Сокольскому. И надо же такому случиться, капитан привел Алова в дом Веры. Мать не хотела отдавать ее в рейс, но уступила, так как понимала — задорную молодость не остановить. Так Вера и Николай стали ходить на корабле вместе и, как бывает в таких случаях, вскоре расписались.
Так Николай из холостого стал женатым капитаном, а затем и отцом замечательного сына, которого назвали в честь деда Михаилом. Вера сошла на берег. Затон стал их вторым домом, так как первый был все же на корабле.
У капитана Алова было и до сих пор есть хобби — он любит заниматься фотографией. Этому он научился у старшего брата. И каких только фотоаппаратов не было у него: «Зенит», «Зоркий», «ФЭД». Все эпизоды жизни сына отец запечатлел на своих снимках, а теперь «взялся» за внуков (а их у него двое). Кроме увлечений и работы, Николай с большим удовольствием проводит время в огороде. И какой же речник без рыбалки! Она манит его и зимой, и летом. Даже в дождь и слякоть спешит Николай Михайлович закинуть пару раз удочку и просто постоять у воды. Для него результат рыбалки не главное. Он отдыхает у воды.
Жена Вера говорит:
— Николай Михайлович очень любит свою работу, она для него жизнь.
За время работы на кораблях бывало всякое. Капитан вспоминает, что шли как-то из Костромы, погода не предвещала ничего плохого, как вдруг за кормой в мгновение образовался вихрь смерча. Он был таким большим и сильным, только чудом не зацепил баржу. Вся команда наблюдала за этим зрелищем, затаив дыхание. Позже они узнали, что их «знакомый» наделал немало бед в Костроме, повалив много деревьев и поломав крыши домов.
В другой раз они, сопровождая траулер морозильный, попали во льды. Пришлось поднять его на понтоны и таким образом двигаться до Череповца. Проходя мимо Белоозерска, начался сильный ветер, а лед уже достигал двадцати сантиметров. По реке рыбаки ездили на снегоходах, а корабли ОТ с ледокольной приставкой на носу и МБ тащили в пункт назначения морозильный траулер. Их «ледовая эпопея» закончилась удачно.
И снова Вера Александровна вставляет свое весомое слово:
— У Николая Михайловича (она называет мужа исключительно по имени-отчеству) очень сильный небесный покровитель.
Впереди у капитана очередная, 56-ая по счету, вахта. В ее преддверии Николай Михайлович готовит свою форму, проверяет документацию, касающуюся корабля. Наступит день, когда он в очередной раз скажет суше «до свидания» и погрузится в речную жизнь на две недели.
В зимние месяцы, которые почему-то тянутся дольше, чем летние, речник не унывает, он твердо знает, что придет весна, и река снова позовет его в поход.
Вере Александровне ничего не остается, как смириться с походной жизнью мужа, и хотя Николай Михайлович уже может позволить себе оставить работу, она его не торопит — знает, что река дает ему силу и энергию. Он с этим родился, он этим и живет.

Алла Шестакова, фото Сергея Расторгуева

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»