Региональная проблема

обмеление волги_Как сообщают региональные и российские СМИ, обмеление Волги уже привело к ограничениям движения судов в районе Горьковского водохранилища и на Городецких шлюзах в Нижегородской области. 

Специалисты объясняют эту проблему бесснежной зимой. Ситуация усугубляется жаркой и сухой погодой (как следствие — повышенной испаряемостью влаги с поверхности водоемов) и дефицитом атмосферных осадков (дождей) — главного источника поступления воды в Волжскую речную систему в этот период.
Причин обмеления Волги много. В последнее время заметно изменились условия прохождения весеннего половодья. Оно сократилось на 26 суток. Снизился и его максимальный уровень (в каждом регионе по-разному). Как следствие, произошло значительное сокращение площадей заливаемых во время половодья территорий нерестилищ, электроэнергии, соответственно, идет постоянный сброс воды из Волги. В последнее время требуется все большее количество воды и для орошения, и для работы промышленных предприятий, и для бытовых нужд.
Следующая причина резкого убывания Волги — высокая температура воздуха и отсутствие дождей. В последние годы в весенне-летний период выпадает малое количество осадков, а солнце палит. Выпавший зимой снег весной уходит измором (испаряется), не успев уйти в грунт, чтобы питать впоследствии реки. Поэтому такого источника, как грунтовые воды, становится все меньше. Большую тревогу вызывают незаконные застройки прибрежных зон, идет несанкционированная добыча песка, вырубка лесов, поддерживающих берега.
Некоторые специалисты вообще не разделяют наше беспокойство и считают, что происходящее с Волгой вообще нельзя назвать обмелением. В 1973, 1975, 1977 и 1996 годах уровень воды был даже ниже нынешнего. Они же считают, что с 2005 года начался новый период — период маловодья. То же самое было в 60-х, 70-х годах и продлилось 20 лет. Возможно, и нынешняя ситуация продлится до середины 20-х годов, а потом начнет налаживаться.
В настоящее время из-за постоянно снижающегося объема паводковой влаги обмелели водохранилища в верховьях. Главное из них — Рыбинское — заполнено лишь на треть, уровень в нем почти на три метра ниже обычного и на полметра меньше судоходного. А Горьковское и Куйбышевское моря заполнены примерно наполовину.
— Вода продолжает убывать, — прокомментировал ситуацию И.С. Шицков, наблюдатель водомерного поста, расположенного вблизи Юрьевецкого порта. — Так, например, за прошедшие сутки (данные на 5 августа) уровень понизился на 4 сантиметра.
Как сообщают информационные агентства, волжское пароходство, вынужденное отправлять в рейсы подвижной состав с полупустыми трюмами, ежегодно теряет более 2 миллионов долларов. А главное, под угрозу поставлена работа транспортного коридора «Север — Юг», по которому суда из Финского залива следуют по каналам в Волгу и далее в Каспийское, Черное и Средиземное моря.
Эта проблема уже заставила судоходные компании сокращать круизные программы даже для трехпалубных судов, не говоря уже о более крупных теплоходах. Трудности возникли на самых популярных маршрутах, проходящих через шлюзы: Москва — Астрахань и Санкт-Петербург — Нижний Новгород.
Вот что сообщает агентство НТА-Приволжье: «Федеральное агентство морского и речного транспорта продлило ограничительный режим для судов с осадкой 2,6 м до 20 июля с дальнейшим снижением осадок до 2,5 м вплоть по 10 августа».

Подготовил М.Викторов

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»