Такое название носил проходивший в несколько этапов третий областной конкурс патриотического воспитания. В числе других участие в нем принимал музей «История школы» МБУ средней школы №1 им. А.С. Пушкина. Сотрудник редакции М.Крайнов  встретился с руководителем музея К.Г.Кузюкиной и  попросил ее рассказать об этапах конкурса.

— Клара Григорьевна, расскажите о целях и направлениях данного конкурса.

— В этом году вот уже третий год подряд наш музей «История школы» принимал участие в Третьем областном конкурсе экспозиционно-выставочном комплексе «Стань гражданином своего Отечества: гражданско-патриотическое воспитание в школьном музее».

Конкурс был организован и проводился автономным учреждением «Институт развития образования Ивановской области». Объектом конкурсных проектов были экспозиционно-выставочные комплексы, объединенные гражданско-патриотической тематикой и связанные с героическими страницами России и Ивановской области.

Предметом конкурсной экспозиции является воспитательная работа, проводимая на базе школьных музеев, музеев УДО, краеведческих кружков. Конкурсный проект должен был представлять единство выставочной экспозиции и специально подготовленной программы «Стань гражданином своего Отечества».

Цель конкурса — стимулирование музейно-педагогической деятельности, обеспечивающей духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Главной задачей является актуализация исторической памяти о героических этапах и событиях в истории России и Ивановской области.

— Как проходила подготовка к конкурсу, и кто оказывал вам как руководителю музея конкретную помощь?

— В период подготовки к конкурсу на заседании школьного совета было принято решение выбрать для экспозиционно-выставочного комплекса номинацию конкурсных работ «Выдающиеся земляки, подавшие пример патриотического служения Отечеству».

Как руководитель музея, я  занималась непосредственно комплектацией экспозиции «Стань гражданином своего Отечества»,  образовательную программу  составляла заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Н.В.Смирнова, за художественное оформление отвечала учитель МХК и ИЗО  Н.В.Гаранина.

— Насколько я помню,  за годы работы музея здесь собран богатый материал  по данной тематике.

— Да, это действительно так. Среди выпускников немало тех, чьи судьбы являются ярким примером патриотического служения Отечеству. Для раскрытия выбранной темы мы решили проследить судьбы нескольких наших выпускников. Это выпускник 1931 года,  участник боев на Халхин-Голе, главный хирург военного госпиталя им. Н.И. Бурденко Б.И.Ласточкин; Д.М. Удальчиков — выпускник  1936 года, участник битвы под Москвой; Н.А.Соболев — выпускник 1977 года, подводник, награжденный за выполнение специального боевого задания в мирное время орденом Мужества.

Если экспозиция о Д.М. Удальчикове у нас была сформирована еще в 70-е годы прошлого века, то  данные про Б.И.Ласточкина и Н.А.Соболева  нам пришлось собирать практически по крупицам. Это был первый этап конкурса. Для участия во втором нам необходимо было представить презентацию проектов конкурсных работ. Жюри оценивало их по следующим критериям: степень раскрытия конкурсной работы; способность выставочной экспозиции привлечь внимание и воздействовать на эмоциональное состояние аудитории; наличие в экспозиции подлинных музейных предметов, в том числе личных вещей указанных выпускников.

Здесь нам большую помощь оказали родственники Б.И.Ласточкина. Проживающие в Москве жена Наталья Александровна (выпускник нашей школы) и сын Александр Борисович любезно предоставили нам подлинники и копии различных документов и наград  Бориса Ивановича.

Проживающий в настоящее время в Юрьевце Н.А.Соболев, частый гость в школе. Он активно участвует во встречах с ребятами. Это позволило нам собрать о Николае Александровиче нужные документы, что дало нам возможность выполнить все критерии экспозиционного комплекса. Нам предстояло  составление музейно-педагогической программы. Н.В.Смирнова разработала  ее на базе 8-го класса. Реализуется она на базе уроков русского языка, литературы, обществоведения, технологии, информатики и во время внеклассной деятельности.

— Расскажите о финальном этапе конкурса.

— Итогом нашей совместной плодотворной работы был выход во второй этап, тем самым завоевав право участвовать в финальном выставочном этапе. Открытие выставки было приурочено к проведению межрегиональной научно-практической конференции «Россия в переломные моменты истории; научные проблемы и проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи».

Конференция проходила в апреле в Институте развития и образования в следующем режиме: работа выставки и экспозиции; пленарное заседание; работа секций. Завершением прошел «круглый стол», на заседании которого и были подведены итоги выставки «Стань гражданином своего Отечества», где мне и Нине Викторовне вручили дипломы лауреатов Третьего областного конкурса экспозиционно-выставочного комплекса и ценный подарок.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность за участие в подготовке к этому конкурсу руководству школы, педагогам Н.В.Смирновой, Н.В.Гараниной, Т.А.Виноградовой и А.И.Смирнову.

              На снимках: экспозиция музея.

                                        Фото М.Крайнова