Обсуждение нового номера

Мы рассказывали читателям на страницах нашей газеты о проходившем в конце марта этого года на базе Ёлнатской средней школы Первом районном молодежном форуме «Волжские зори — 2011». Мероприятие объединило активных и творческих ребят школ города и района, ЮСХК и ПУ-20. Итогом интенсивной работы юношей и девушек на форуме стал первый выпуск общерайонной школьной газеты «Свежий ветер». Отметим, что значительная часть представленных в номере материалов была посвящена памятникам православной культуры — функционирующим ныне и, к сожалению, утраченным безвозвратно храмам, святым для верующих местам. С некоторыми из этих газетных заметок, авторами которых стали учащиеся Соболевской, Костяевской и Ёлнатской школ, мы и предлагаем сегодня познакомиться нашим читателям.

Есть еще на земле сыны русские, Православную веру хранящие…

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Жарки. Согласно местному преданию храм был основан 200 лет назад. Деревни Жарки еще не было, на этом месте были сенокосные угодья. Во время сенокоса мужики обрели чудесным образом (случайно нашли) икону Казанской Божьей Матери. Икона Богородицы очень большая. Куда ее деть? В Каменниках была церковь. Понесли. Лес был поделен на квадраты (дачи). Донесли до ворот, отделявших одну дачу от другой, но идти не могут дальше: слепнут. Верующие люди поняли, что это знаменье. Значит, нести икону никуда не надо. Она сама себя явила.

И срубили мужики часовню и поставили там икону. Зажгли лампадку, эта лампадка всегда с тех пор горит, теперь уже в храме. Эта часовня стала как бы родоначальницей храма.

Глина здесь прекрасная, накопали глины. Дуб хороший рос для обжига кирпичей. Заготовили все и строили церковь всем миром.

Центральный придел был воздвигнут в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый — в честь иконы Казанской Божией Матери, левый — в честь Николая Чудотворца. Люди, поселившиеся возле церкви, назвали село Жарки. Название, по рассказам старожилов, произошло от названия цветов (желтой купальницы, вероятно), которых здесь было очень много. Стали появляться другие деревни, так образовался Жарковский приход.

Благодаря стараниям отца Виктора в деревне Костяево в 1998 году была построена часовня Новомучеников Российских.

Преданья старины глубокой

В 275 году хан Батый «шел» с войском на Ярик, одним из его первых препятствий был Юрьевец (в то время небольшая сторожевая крепость с десятком изб. Он, т.е. Юрьевец, не выдержал напора орды и пал, остатки воинов бежали и соединились с Шуйским и Владимирским ополчением, которое подходило им на помощь. Встретились они на небольшом поле, и войска хана разгромили малочисленное ополчение. Впоследствии это поле было названо «костяным», может быть, название нашей деревушки произошло оттуда же. Ну а Большим оно стало уже в XX веке после строительства в нем различных зданий (клуба, школы, ферм, домов и т.д.). Как думаете, правда?

Из истории Воскресенской церкви села Соболева

Храм Воскресения Христова в селе Соболеве

По московским данным, в Юрьевецком районе находятся 23 исторических памятника. В том числе исторический памятник Воскресенской церкви села Соболева.

В 1623 году в селе Соболеве была построена деревянная церковь Николая Чудотворца. С тех пор Соболево стало селом. Во второй половине XVII века церковь сгорела. 15 июня 1708 года была дана грамота, благословленная патриархом, на построение в селе Соболеве взамен сгоревшего храма Николая Чудотворца нового храма во имя Успения с приделами во имя Николая Чудотворца и Сергия Радонежского на месте сгоревшей церкви. «Пока на этом месте поставить крест и кругом оградить, чтобы к нему всяко нечисто не прикасалось».

С середины XVIII в селе начинает cтроиться новая каменная церковь. «Воскресенская церковь, построена тщанием прихожан на высоком холме на окраине села» в 1794 году, а освящена в 1795 году. «Церковь каменная пятиглавая (кирпич, обмазанный и белый; нарышкинское барокко), первоначально крытая тесом, а главы чешуей, кресты деревянные, обитые железом… Церковь трехпрестольная; главный (холодный) во имя Воскресения Господня, правый придельный (теплый в трапезной) во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый придельный (теплый) во имя Сергия игумена Радонежского. По штату 1784 года клира было положено пять…».

Соболевская церковь изобиловала утварью из золота и серебра. В ней хранились иконы древнейших времен, а церковная библиотека насчитывала несколько тысяч книг в кожаных переплетах.

На протяжении XIX века в селе и церкви происходят изменения. С 1830 года село стало волостным центром. В 1859 году при церкви было открыто приходское училище на 10 мальчиков, которое содержалось за счет волостного правления.

В 1808 году церковь была расписана масляными красками холуйскими иконописцами. В 1822 году Воскресенская церковь «покрыта железом и выкрашена. При церкви каменная четырехстопная трехпролетная, отдельно стоящая колокольня. На ней купол и главы крыты железом черным. На колокольне два колокола. Первый — большой с изображением Казанской Божьей Матери и Святителя Николая и подпись таковая: „Лил Казанский купец Михайло Астраханцев“, весу в нем около 80 пудов. Сей колокол в 1816 году был перелит. Второй — с надписью: „В Юрьевецкий уезд в село Соболево к церкви Воскресенье Христово. Весу 10 пудов 25 фунтов“. Посад был окружен каменной оградой».

В 30-е годы XX века церкви подверглись гонению, священнослужители были арестованы. С этого момента началось разрушение соболевской церкви. А это совсем другая страница истории.

 Святость -  источник  жизни!

Святой источниек Симона Блаженного

Близ села Ёлнать расположен святой источник Симона Блаженного. С детства нам немного известно: родился будущий святой в селе Делёво, находившемся под Плёсом. В раннем юношестве он принял юродчество и ушел из дома. Идя вниз по реке Волга, он пришел в то место, где сейчас находится святой источник. Чтобы подробнее узнать об источнике, мы встретились с настоятелем храма Никола-Ёлнать отцом Максимом и задали ему несколько вопросов.
— Какова история восстановления ключика?
— Источник почитался всегда. Единственное то, что в начале 90-х годов отец Нестор начал благоустройство источника. Была построена лестница, желоба и место для совершения молебна и набора воды. Потом был открыт приход на этом месте в честь Симона Блаженного. Был там настоятелем иеромонах Адриан (Волков). Он построил и часовню, и крытое место для совершения молебна, и купальни.
— В летописи указано, что жители нашли Симона Блаженного близ Ёлнати, как связано это событие именно с этим источником?
— По преданию, именно на этом месте жители села Ёлнать обрели Блаженного. «Однажды ёлнатские поселяне увидели в лесу человека, изможденного, в одной рубахе, босого, который назвал им только свое имя — Симон, о нем сообщили местному священнику Иосифу, и тот взял блаженного в свой дом».
— Есть ли у источника статус святого?
— Любое место, связанное с жизнью и чудесами святых, может назваться святым. Вблизи Ёлнати, на месте подвига святого, появились источники, чтобы люди могли прийти и брать воду из источника, освященного житием святого человека.
— Может ли ведущаяся реконструкция привлечь внимание общественности к ключику как к достопримечательности Юрьевецкого района?
— Как только началось строительство (с момента строительства лестницы), уже было привлечено внимание. Сейчас ведeтся реконструкция купальни, которая пришла в негодность. К сожалению, мало у кого есть ощущение святости. Люди не испытывают должного благоговения к подвигу святого. В основном людей интересует чистая вода. Но все-таки мы надеемся на помощь при реконструкции. Планируется собрание всех неравнодушных к святому источнику для сбора средств на дальнейшее строительство.

Близ села Ёлнать расположен святой источник Симона Блаженного. С детства нам немного известно: родился будущий святой в селе Делёво, находившемся под Плёсом. В раннем юношестве он принял юродчество и ушел из дома. Идя вниз по реке Волга, он пришел в то место, где сейчас находится святой источник. Чтобы подробнее узнать об источнике, мы встретились с настоятелем храма Никола-Ёлнать отцом Максимом и задали ему несколько вопросов.

— Какова история восстановления ключика?

— Источник почитался всегда. Единственное то, что в начале 90-х годов отец Нестор начал благоустройство источника. Была построена лестница, желоба и место для совершения молебна и набора воды. Потом был открыт приход на этом месте в честь Симона Блаженного. Был там настоятелем иеромонах Адриан (Волков). Он построил и часовню, и крытое место для совершения молебна, и купальни.

— В летописи указано, что жители нашли Симона Блаженного близ Ёлнати, как связано это событие именно с этим источником?

— По преданию, именно на этом месте жители села Ёлнать обрели Блаженного. «Однажды ёлнатские поселяне увидели в лесу человека, изможденного, в одной рубахе, босого, который назвал им только свое имя — Симон, о нем сообщили местному священнику Иосифу, и тот взял блаженного в свой дом».

— Есть ли у источника статус святого?

— Любое место, связанное с жизнью и чудесами святых, может назваться святым. Вблизи Ёлнати, на месте подвига святого, появились источники, чтобы люди могли прийти и брать воду из источника, освященного житием святого человека.

— Может ли ведущаяся реконструкция привлечь внимание общественности к ключику как к достопримечательности Юрьевецкого района?

— Как только началось строительство (с момента строительства лестницы), уже было привлечено внимание. Сейчас ведeтся реконструкция купальни, которая пришла в негодность. К сожалению, мало у кого есть ощущение святости. Люди не испытывают должного благоговения к подвигу святого. В основном людей интересует чистая вода. Но все-таки мы надеемся на помощь при реконструкции. Планируется собрание всех неравнодушных к святому источнику для сбора средств на дальнейшее строительство.