Как были бы счастливы дети, если бы им не задавали домашнего задания! Признайтесь, что каждый из нас хотя бы иногда мечтал об отмене заданий. Британские родители добились, чтобы для учащихся младших классов отменили обязательные домашние задания. Отныне тамошние детки вместо «домашки» могут без всякого стресса общаться со сверстниками и родителями. А нужны ли российским школьникам домашние задания? Редакция решила разобраться в этом вопросе, рассмотрев мнения разных сторон.
Из школы — уставший, но несвободный
Противники домашних заданий приводят целый ряд аргументов.
Во-первых, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и другие полезные занятия. «Приходишь из школы уставший, но ты не свободен. Ты должен сделать кучу примеров по алгебре, а еще выучить заумную географию или биологию», — говорят о своих «тяжелых» школьных годах одноклассницы моей дочери-семиклассницы.
Как я понимаю юных школьниц. Учебники по новым образовательным стандартам, по которым учатся нынешние семиклассники, отбивают всяческую охоту их открывать. Учителю необходимо «перелопатить» материал параграфа и донести его до школьника на доступном русском языке, иначе интерес к предмету отобьется напрочь.
Да и судя по опросу родителей в соцсетях: «Не мешают ли домашние задания вашему общению с ребенком?» — мнения разделились. 50% счастливых родителей говорят, что их дети охотно выполняют задания сами, а другие 50% утверждают, что «домашка» вносит разлад в отношениях с детьми. Вторую половину родителей понять можно: когда приходишь с работы под вечер абсолютно вымотанный, еще нужно заняться домашними делами, а твое чадо подсовывает тебе какую-нибудь безумную задачку по алгебре или просит растолковать параграф по географии или физике. Процесс такого учебного общения часто переходит на крик.
— Я поддерживаю идею британцев! Моя дочь во втором классе тратит на домашние задания полтора-два часа в день, и я не замечаю, чтобы это помогало ей в учебе, — призналась «Волге» молодая мама (имя по определенным причинам просила не называть). — А поскольку она еще ходит в ДШИ, времени пообщаться с ребенком вечером почти не остается. Мы могли бы использовать это время продуктивнее.
Во-вторых, отмена «домашки» снимает часть различий в уровне подготовки. Ведь часто отличник — не тот, кто умнее, а тот, с кем родители часами сидят над домашними заданиями, разжевывая все правила. Отсутствие домашних заданий позволяет понять, кто из ребятишек действительно умный, а кто зубрила. И наконец, без «домашки» учителя станут ответственнее подходить к обучению — ведь если они не дадут необходимых знаний, ребенок не сможет восполнить пробелы дома. Они будут тщательнее следить за тем, чтобы дети не отвлекались и усваивали все правила.
— Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома, — публично заявил председатель французской ассоциации родителей Жан-Жак Азан. — Вообще домашними заданиями учителя передают часть своей работы на бесплатный аутсорсинг родителям.
— Конечно, мама с папой должны следить за успехами ребенка в учебе и отвечать на какие-то его вопросы, — соглашается молодая мама. — Но обсуждение предметов может проходить и в другом формате, необязательно в виде домашнего задания. Я верю, что ребенок может всему научиться на уроке — если педагог хороший.
«В советское время никто не жаловался»
Главный аргумент в защиту домашних заданий — это то, что без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал.
— Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке, — объясняет заместитель директора по учебной работе средней школы №1 Валентина Николаева. — Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа. Если ребёнок с младших классов не приучится работать самостоятельно, ему потом будет сложно ставить перед собой задачи, добывать знания и работать с информационными источниками. Первоклассникам и второклассникам (первое полугодие) по нормам Сан ПиН домашнее задание не задается и отметки не ставятся. В остальных классах начальной школы домашнее задание щадящее, не наносящее вред здоровью школьника. А в выпускных 9-ых и 11-ых классах считаю, что 3,5 часа для домашнего задания недостаточно. Ведь, чтобы хорошо сдать экзамены, необходимо читать дополнительную литературу, заниматься самостоятельно.
И потом , отмена домашнего задания еще не означает, что те родители, которые раньше проводили вечера с пивом у телевизора, начнут активнее общаться со своими детьми.
— Если у школьников ещё и домашние задания отменить, — считает Галина Сидорова, мама четвероклассника и десятиклассника,- то чем же они тогда вообще заниматься станут? Перед телевизором сидеть, в компьютерные игры играть? Конечно, нагрузки должны быть не слишком большие, но они должны быть.
И наконец, так ли неоправданно велика нагрузка на детей?
— Часто дети делают задание долго не потому, что оно сложное, а потому, что им сложно сосредоточиться, они начинают отвлекаться, — объясняет Валентина Николаева. — И именно поэтому домашнее задание полезно — оно учит школьников самоорганизации. По некоторым предметам задание дается на неделю вперед, и ребенок должен сам правильно распределить свое время, чтобы не делать все в последний момент.
Британские родители подняли эту тему, потому что в английских школах занятия продолжаются до 16 часов. А у нас дети заканчивают учиться к 14. И без дополнительного закрепления знаний дома они предмет не освоят. Если хотим отменить домашние задания — необходимо увеличивать число уроков в школе.
Судя по тому, сколько времени проводит собственная дочь за уроками, я бы не сказала, что их в школе перегружают. Думаю, что в советское время задавалось гораздо больше, и никто не жаловался. Не исключаю и тот факт, что нынешние дети менее ответственные, поэтому и к домашнему заданию подходят с прохладцей.
Учиться, учиться и учиться, как завещал великий…
Самое смешное: пока взрослые бьются над судьбоносной проблемой, школьники в большинстве своем ее уже решили.
Обратите внимание: наши дети — система самоорганизующаяся. Когда их заваливают домашними заданиями, они знают, какие можно не сделать с меньшими, так сказать, потерями для дневника. А если их и вовсе нагружают сверх меры — просто «забивают» на все и уроков вечером не делают вовсе. Исключение — 5 процентов перфекционистов (они же — школьники с «синдромом отличника»), которые сидят до полуночи, чтобы вызубрить каждую строчку каждого параграфа.
Остальные не заморачиваются и находят время и для общения с друзьями, и — святое — для переписки в контакте или компьютерных игр.
Но домашние задания, бесспорно, нужны, так как у нас не настолько продвинутое общество, как в Великобритании. Там и система образования построена по-другому. А как ещё закреплять материал? У нас ведь дети не занимаются на продлёнке, поэтому они выполняют домашние задания дома. Другое дело, что необходимо создавать такую систему образования, при которой ребёнок мог бы целый день учиться, получать дополнительное образование, выполнять задания для закрепления материала, отдыхать и при этом находиться в безопасности.
А пока такой системы нет, я проблему поставила бы по-другому: как сделать так, чтобы домашние задания было интересно делать, было полезно делать? Как сделать так, чтобы уроки истории дополняли уроки литературы, а физики — математику? Вот над этим стоит подумать — и не только учителям.
Ирина Алирзаева