Кряжев Н.А.
КРЯЖЕВ Н. А.

Администрация, ветеранская организация и педагогический коллектив средней школы №2 тепло и сердечно поздравили с 80-летием коллегу Николая Алексеевича Кряжева. Думаю, что к этим поздравлениям могли бы присоединиться сотни его учеников.

Супруги Кряжевы — это одно неделимое целое. Тамара Александровна тоже педагог, преподавала русский язык и литературу, в августе этого года отметила свое 80-летие. Они приехали в Юрьевец в 1961 году после пятилетней работы в г. Сретенске Читинской области.

Николай Алексеевич был назначен завучем вновь открытой восьмилетней школы №2 (позднее восьмилетняя школа №4). Он вспоминает: «Школа была скомплектована из учащихся средней школы №1, восьмилетней школы №1 и начальной школы №1 в составе 17 классов. Большинство учителей пришли со своими классами из средней школы №1, директором был Н.П.Макаров. Администрации школы предстояло объединить ученический и педагогический коллективы. Многие учителя уже имели достаточный педагогический опыт и находили полное взаимопонимание с учащимися — это Т.П.Стрежнева, А.П.Корнилова, И.С. Стрельникова, А.Г.Каллистова, Г.С.Клерикова и другие. Их положительный опыт распространялся при подведении итогов работы на педсоветах, становился достоянием всего коллектива.

Большое внимание уделяли внеклассной работе: вели предметные кружки, проводили тематические обзоры „За страницами учебника“, предметные олимпиады. А спектакли, поставленные ребятами из драматического кружка под руководством И.С.Стрельниковой, становились праздником для всей школы.

Воспитательная работа велась и через пионерские отряды. Наша пионерская дружина им. Ю. А. Гагарина принимала активное участие в районных конкурсах и смотрах, посадке деревьев в городском саду и на улицах города, сборе металлолома, уборке урожая в колхозах „Броневик“, „Вперед по-ленински“, им. Мичурина.

Школа была открыта в неприспособленном для занятий здании. Прошло несколько лет, пока удалось составить проектно-сметную документацию на пристройку и реконструкцию старого здания школы. Наши шефы (РСУ) в течение года выполнили все строительно-монтажные работы. Занятия в школе не прерывались. Тогда стали внедрять кабинетную систему, появились физкультурный зал, мастерская, кабинет домоводства, столовая…

Наши выпускники успешно продолжали обучение в средней школе №1, ШРМ, техникумах и ПТУ. Многие ребята, закончив вузы, стали квалифицированными специалистами, руководителями цехов и участков, офицерами и преподавателями. А старт им дала наша школа».

Но это было только становление супругов Кряжевых в Юрьевце. Деловые качества, человечность, любовь к своему делу Николай Алексеевич сохранил на всю жизнь: работал ли он учителем, завучем, директором школы или заведующим районным отделом народного образования.

С 1сентября 1976 года он начинает работать в объединенной средней школе №2. Это была самая большая и единственная школа в районе, работающая в две смены. И здесь Николаю Алексеевичу пригодился опыт работы в восьмилетней школе: также шло сплочение коллектива, также приходилось решать вопросы с пристройками к школе. В начале 80-х годов удалось составить проектно-сметную документацию на пристройку к школе двух блоков: в первый входили учебные корпуса на 18 кабинетов с лаборантскими комнатами, во второй блок — спортзал, библиотека, актовый зал. До начала демократических реформ успели построить учебный корпус, и с 1 сентября 1991 года школа перешла на занятия в одну смену, но эти вопросы уже решал Е.П.Сорпов, заменивший Н.А.Кряжева на посту директора в 1987 году.

Менялись школьные программы, вводилось немало нового. Очень важным, остающимся актуальным и на сегодняшний день, было производственное обучение старшеклассников. «С помощью райпромкомбината, где директором был З.А.Немцов, — вспоминает Николай Алексеевич, — в школе кабинет домоводства был оборудован швейными машинами промышленного типа. Девушки 10-11 классов под руководством учителей Л.В.Крайновой, Е.Н.Липатовой, Н.И.Макаровой выполняли заказы райпромкомбината, а затем проходили производственную практику в цехе фабрики. Обучение заканчивалось сдачей экзамена и выдачей удостоверения швеи-мотористки.

Первые попытки организовать производственное обучение юношей по программе шоферов категории „С“ были малоуспешными. С приходом в школу опытного преподавателя автодела В.Ф.Парфенова все изменилось. Вместе с ребятами он оборудовал кабинет стендами узлов и систем автомобиля. Приобрели необходимые таблицы, а главное, собрали свой автомобиль. Ребята почувствовали серьезность работы, изменили отношение к урокам автодела и результаты получились отличные. Все юноши, а по желанию и девушки, вместе с аттестатами о среднем образовании стали получать удостоверения водителей».

Но главным для него всегда оставалась математика. Свою любовь к ней он удивительным образом умел передать детям. Многие из них вместо мультиков и книжек предпочитали решение примеров и задач. А те, у кого он был классным руководителем, с благодарностью вспоминают своего «классного папу», строгого, но всегда умеющего понять. Подкупает его искренность и со взрослыми, и с учениками, простота в общении, не зря говорят: «Чем умней человек, тем легче с ним общаться».

Удивительное это поколение людей: сильное, закаленное, трудолюбивое. Николай Алексеевич и Тамара Александровна весь теплый сезон спешат к себе на участок, чтобы вырастить что-то на зиму, побыть наедине с природой, получить заряд бодрости. Знаю, что Николай Алексеевич любит Волгу: до недавнего времени он был заядлым рыбаком. А Тамара Александровна, я думаю, — идеальная жена, потому что мир и любовь в семье во многом зависят от женщины. Для обоих супругов этот год юбилейный и хочется пожелать им добра и мира, здоровья и оптимизма, много радостных дней в дальнейшей жизни.

 Подготовила Т.Терешина