Что такое школьный стандарт, каким должен быть учитель и ученик «новой школы», рассказывает проректор по учебно-методической работе Института развития образования Ивановской области В.В. Медведева.

— С 1 сентября 2011 года все первоклассники Ивановской области (и страны в целом) начали учиться по новому стандарту — Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). Новый школьный стандарт оставил без изменения содержание — меняются формы получения образования. Первоклассники учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять, сотрудничать. Стандарт направлен на то, чтобы учиться первоклассникам стало интереснее, чтобы  они меньше уставали.

С первого дня в школе дети учатся не только видеть что-то интересное вокруг, но и создавать  собственные устные и письменные рассказы, фоторепортажи и музыкальные произведения, фиксировать увиденное на видеокамере. Школьники наблюдают, исследуют и открывают законы окружающего мира, постоянно  делают что-то новое и интересное.  Ученики изучают историю своего народа, традиции и праздники, вместе с родителями собирают свою родословную. Все эти и многие другие виды деятельности предполагает новый стандарт.

Учитель «новой школы» -  это человек творческий, мобильный, компетентный, думающий, ответственный, владеющий новыми технологиями. Он учит детей самостоятельно «добывать» знания, учит учиться. Знания не даются в готовом виде: ученик под руководством учителя постигает их самостоятельно — в этом суть нового, деятельностного подхода в образовании. Дети не просто запоминают, накапливают информацию, а осваивают способы работы с ней.

Большое внимание уделяется коллективной деятельности учащихся: групповой работе, деятельности в паре. Учителя проводят уроки в форме ролевых игр, дискуссионных клубов, образовательных путешествий. Это дает возможность не только получать теоретические знания, но и связывать их с практикой, решать поставленные проблемы и задачи. На таких уроках дети из учеников превращаются в учителей, программистов, врачей, ученых…  Таким образом, создается образовательное пространство, в котором дети хотят учиться и развиваться, возрастает их учебная активность и самостоятельность, формируется среда успешности каждого.

Ученик «новой школы» -  инициативный, активный ребенок, учеба которого проходит не только «за» школьной партой. В его развитии активную роль играют школьный психолог и социальный педагог, педагоги дополнительного образования. В их активе — занятия внеурочной деятельностью, тренинги, проектная работа и т.д. Несмотря на то, что личностные результаты образования не учитываются, они будут видны по поведению ребят, степени зрелости их суждений. Стандарт ориентирует на то, чтобы в центре внимания школы была личность каждого ребенка, ведь в основе образования сегодня лежит личностно — ориентированный подход. Стандарт предполагает, что учебный процесс в каждом классе строится с учетом  индивидуальных особенностей ребенка, его  темперамента, уровня продвижения в освоении предмета.

Новым стандартом в школу введена внеурочная деятельность. Она организуется по разным направлениям развития ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это значит, что дополнительной формой образования становятся экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно — полезные практики и т.д.

Чередование учебной и внеурочной деятельности делает образовательный процесс интересным, обеспечивает комплексный подход в получении образовательных результатов. Например, на уроке информатики можно разобрать алгоритмы съемки мультфильма, на уроке русского языка подготовить будущий сценарий, на уроке искусства подобрать необходимые материалы, а закончить учебный день можно на занятии кружка «Школьная киноиндустрия».

Школа — пространство охраны здоровья детей, где особое внимание уделяется питанию детей, оздоровлению: оборудуются спортивные и тренажерные залы, уголки отдыха и подвижных игр, медицинские школьные кабинеты.  Стандарты предоставляют более широкие возможности и для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе урока учитель осуществляет индивидуальный подход, определяя учебные задачи для каждого ученика отдельно; школьный психолог, разрабатывая программу коррекционной работы, отслеживает и корректирует образовательный маршрут ребенка.

Оборудование современной школы — шаг к открытой информационной среде. Сделать процесс обучения ярче, нагляднее, привлекательнее помогают современные информационные технологии. Все первые классы в нашей области  оснащены мультимедийными установками, компьютерами, интерактивным оборудованием. В  школах идет формирование современных библиотек с наличием читального зала, медиатеки. Современные учебники дополняются электронными приложениями, с которыми ребята работают с особым удовольствием.

Сегодняшний первоклассник окончит школу в 2022 году. Ему строить общество будущего. И помочь сделать первые шаги на пути открытий, постижения науки, культуры, искусства — задача дня сегодняшнего, общая задача семьи, школы и государства.