Новый закон «Об образовании», принятый Госдумой уже в двух чтениях, многое изменит в системе дошкольного образования. Мы сравнили положения, касающиеся дошкольников, в прежнем законе (от 1992 года) и в новом.

Родительская плата может значительно вырасти

Ныне действующая система оплаты услуг детского сада не вызывает вопросов: родители оплачивают не более 20% затрат детского сада на содержание детей. Для многодетных семей эта планка составляет 10 процентов. Оставшиеся расходы муниципалитеты берут на себя. К тому же по указу Президента от 2007 года региональные власти возвращают не менее 20% родительской платы за одного ребенка, 50 — за второго и 70% за третьего, четвертого и т. д. В детсадах особого типа (где содержатся дети-инвалиды, дети с туберкулезной интоксикацией) родительская плата не взимается вообще. В Иванове родительская плата не превышает 1200—1400 рублей в месяц — в зависимости от категории детского сада (именно от этой суммы возвращают 20, 50 или 70 процентов).

За эти сравнительно небольшие деньги ребенка четыре раза кормят, с ним гуляют, укладывают спать, развлекают. Хотя как такового уровня дошкольного образования в старом законе «Об образовании» нет, фактически в каждом детском саду с ребенком проводят обязательные ежедневные развивающие занятия.

Новый закон «Об образовании» официально закрепляет за дошкольным образованием статус образовательного уровня наравне со средним, профессиональным и высшим. В разъяснениях, опубликованных на сайте Министерства образования, сказано: «Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу».

Дошкольное образование станет обязательным. При этом родители вправе выбирать, где именно ребенок должен его получать — в детском саду, развивающем центре или дома (так называемое семейное образование).

Казалось бы, всё делается во благо. Но… В новом законе «Об образовании» разводятся понятия «дошкольное образование» и «присмотр и уход». Первое будет общедоступным и бесплатным. Присмотр и уход — за деньги родителей. Региональные власти по-прежнему будут компенсировать 20, 50 и 70% родительской платы, но в законе оговорено, что муниципалитеты станут сами устанавливать ее размер, а ограничения, прописанные в старом законе (не более 20%), снимаются. Единственный смягчающий момент: муниципалитеты при назначении родительской платы должны учитывать материальное положение семьи. Правда, механизм реализации данного положения в законе не прописан, вероятно, он будет регламентирован подзаконным актом. То есть можно предположить, что муниципалитеты, для которых содержание детских садов зачастую является тяжелым финансовым бременем, возложат на плечи родителей все 100 процентов затрат.

В интернет-сообществе на эту тему ведутся бурные дискуссии. И многие приходят к выводу, что коснется эта проблема в первую очередь небогатых регионов с дотационным бюджетом, к которым относится и Ивановская область.

Вместо детсадов полного дня группы кратковременного пребывания?

В статье 66 нового закона сказано, что «образовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми». Вот это словечко «вправе» заставляет всерьез задуматься: а останутся ли вообще в России детские сады полного дня такими, какими мы их знаем? Муниципалитетам, как уже было сказано, невыгодно содержать столько дошкольных учреждений. С другой стороны, существенно поднять родительскую плату — тоже не выход. Легче пойти по иному пути: просто перестать оказывать услуги по присмотру и содержанию, а создать множество групп кратковременного пребывания, где дошкольники получали бы свое обязательное образование, — по сути превратить сады в образовательные центры. Таким образом можно и очереди в детские сады ликвидировать (ведь на бумаге ребенку предоставлено место, и неважно, что он находится здесь всего 2-3 часа), и затраты на содержание дошкольных учреждений снизить. Тратиться придется только на коммунальное обслуживание; уже не нужно будет обеспечивать детей питанием, оборудовать группы в строгом соответствии с СанПинами, следить за состоянием уличных игровых площадок и т. д.

И здесь на арену вступает частный бизнес. Именно частные детские сады станут осуществлять тот самый «присмотр и уход». И родителям придется воспользоваться их услугами, поскольку альтернативы, возможно, не будет. Государство здесь опять же получает двойную выгоду: и деньги из бюджета высвобождает, и развивает малый и средний бизнес. Не потому ли так часто в последнее время можно увидеть сюжеты о немыслимых очередях в детские сады в разных регионах с обязательными комментариями представителей частных детских садов, выражающих готовность исправить ситуацию, если только им позволят? И не потому ли так часто стали говорить о «немыслимо жестких СанПинах», по которым сегодня живут детские сады?

И мамы, чьи дети достигли трехлетнего возраста, приведут своего ребенка в частный детский сад, несмотря на высокую плату. Ведь иначе они потеряют работу.

И Европа, и США давно живут по этой модели. На Западе практически нет государственных детсадов. Исключение, пожалуй, составляет Швеция, в которой государственные детские сады обслуживают семьи с невысоким уровнем дохода или безработных. В детских садах США осуществляют именно присмотр и уход, а с пяти лет ребенок идет в школу. И эта модель весьма похожа на ту, которую нам предлагает новый закон об образовании. Приживется ли она у нас — это другой вопрос.

Впрочем, эксперты высказывают и диаметрально противоположное мнение. Муниципалитеты смогут устанавливать собственные, никем не контролируемые правила игры на рынке услуг по присмотру и уходу, что позволит им получать сверхдоходы. А представителей бизнес-сообщества к этой «кормушке» якобы и близко не подпустят.

Отказать в приеме имеют право

Сегодня в муниципалитетах существует огромное количество так называемых местечковых льгот. Уставшие от кадрового голода детские сады без очереди берут детей воспитателей, нянь, поваров и других сотрудников — лишь бы они не увольнялись. Не подлежит обсуждению и прием «вне конкурса» детей других «полезных» людей. А вот обычному человеку запросто могут отказать, ссылаясь на отсутствие мест, или предложить ему возить ребенка на другой конец города. Сейчас это незаконно, так как противоречит федеральным правилам приема в дошкольные учреждения. В Ивановской области прецедентов пока нет, но в других регионах родители обращаются в прокуратуру и доводят дело до суда, фактически вынуждая местные власти вводить новые места.

Статья 68 нового закона дает чиновникам право отказать в приеме со ссылкой на отсутствие мест. Родители могут обратиться с просьбой предоставить место в другом детском саду. Но и в этом случае решаться всё будет в индивидуальном порядке, а последнее слово все равно остается за чиновником.