Великие праздники

крестВпереди православных христиан ожидают два чудесных праздника — Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим и Светлое Христово Воскресение — Пасха. Об этих великих праздниках и поговорим с благочинным Юрьевецкого района, протоиереем Максимом Верещаком.

— О. Максим, расскажите, пожалуйста, историю праздника Вербное воскресенье. Откуда идет традиция встречать его с вербой?

— Вербное воскресенье — один из 12-ти главных праздников православной церкви. Это наша, русская традиция — называть этот день Вербным воскресеньем. Вообще, это праздник Входа Господня в Иерусалим, которым заканчивается Великий Пост и начинается Страстная седмица. Мы знаем из Евангелия, когда Господь вошел в Иерусалим, его встречали люди как царя, но он входил не по-царски: сидя на осле, без царской процессии. Люди ожидали от него исполнения своей давней мечты — освободиться от римского рабства, так как Израиль того времени — это римская провинция. Они постилали свои одежды под ноги ослу, в руках держали пальмовые ветви и кричали: «Осанна! Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!» Встречали Иисуса как победителя. Господь шествовал в Иерусалим с Лазарем, которого накануне воскресил, тем самым доказав свое право называться Сыном Божьим. В этот момент израильтяне уже сговорились убить и Христа, и Лазаря. Спаситель знал об этом и сказал пророческие слова: «…Се, оставляется вам дом ваш пуст». Действительно, в 73 году после смерти Христа Иерусалим был полностью разрушен римскими войсками. Ни камня не осталось от того города, где был Господь, осталась только стена притвора Иерусалимского храма. Сейчас она называется Стеной Плача. «Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов», —  писал митрополит Антоний Сурожский. Ведь многие из тех людей, которые встречали Христа у ворот Иерусалима, через несколько дней будут кричать римскому прокуратору Понтию Пилату: «Распни Его!», настаивая на том, чтобы Иисус был казнен. Сам Иисус был печален в этот день. Первым делом он вошел в Иерусалимский храм, в притворе сидели меновщики, которые меняли валюту, так как на праздник приходили с разными деньгами. Господь выгнал торговцев из храма. Все были в изумлении, потому что ожидали от него других дел, но он сказал, что «дом мой домом молитвы наречется». Иудейских первосвященников это привело в еще большее негодование. С этого дня и началась их открытая война с Христом: они делали все, чтобы Спаситель был отдан под суд римского прокуратора и распят на кресте.

Иисус же вместе со Своими учениками и последователями вернулся в Вифанию, к другу Лазарю. Он знал, что в этот день пошел отсчет Его последних дней на этой земле. В Вифании Христос переночевал, а на следующий день началось то, что мы называем Страстной седмицей…

В России в этот праздник по традиции освещают вербу. У Блока есть очень лиричное стихотворение, посвященное Вербному воскресенью:

 Мальчики да девочки

 Свечечки да вербочки

 Понесли домой.

 Огонечки теплятся,

 Прохожие крестятся,

 И пахнет весной.

Почему именно верба? Верба — это первое растение, которое распускается весной в наших краях и символизирует победу жизни над смертью.

— Почему каждый день Страстной седмицы именуется Великим?

— Страстная седмица — средоточие Великого поста, и каждый день сплошной седмицы — Великий, потому что Страстная седмица — самое важное время для православного христианина, когда вспоминаются последние дни земной жизни Христа. За первые дни Страстной седмицы вычитывается все Четвероевангелие в храме. Богослужения длительные, на церковнославянском языке. В Великую среду вспоминается предательство Иуды. Иуда Искариотский был вором и одновременно учеником Христа. В среду, по преданию, за день до распятия он пошел к архиереям и спросил их, что они ему дадут, если тот предаст Христа. Они дали ему 30 сребреников. Но когда Иуда раскаялся, он бросил эти деньги тем, у кого взял, а потом пошел и удавился. Первосвященники не хотели вернуть эти деньги себе в казну, так как это цена предательства, цена крови. В эти дни необходимо обратить внимание на себя, нет ли у нас внутреннего отступления от Бога, постараться искоренить в себе малодушие, сребролюбие, ведь чем дольше человек живет в грехе, тем сложнее ему раскаяться.

Великий четверг — самый важный день Страстной седмицы, именно тогда Христом установлено спасительное таинство Святой Евхаристии, таинство Святого Причастия на Тайной Вечере, где присутствовал и Иуда. Но Господь даже на Тайной Вечере не называет имени предателя, чтобы не вызвать подозрения.  Каждый из учеников почему-то спросил: «Не я ли, Господи?» Каждый почувствовал вдруг, что вопрос касается его лично. Почему каждый вдруг почувствовал угрызение совести и страшное ощущение вины? Оказалось, что слова Христовы относятся не только к Иуде, но к каждому из собравшихся за столом. Апостолы, наконец, осознают, что окружены уже не ликующей толпой, восхваляющей и приветствующей Христа, а нагнетавшейся злобой, желанием обвинить в чем-то Иисуса. Этого ученики не могут не чувствовать. Они вспоминают слова Учителя о том, что Он идет в Иерусалим, и там Его будут бить, унижать, и Он будет распят. Они понимают, что если все это касается Его, то вполне может коснуться и их. Им становится страшно, и они один за другим начинают вопрошать: «Не я ли, Господи?»

Не относится ли этот вопрос вообще ко всему человечеству? Если так, то относится он и к каждому человеку, к любому из нас. «Не я ли, Господи?» — может и должен спросить всякий. Ведь в жизни каждого тоже непремен-но наступит момент, когда придется сделать решительный, окончательный выбор: со Христом я или без Него, иду ли я с Господом до конца или отступаюсь от Него и бегу в ужасе, когда передо мной разверзается бездна?

Апостолы задали этот вопрос, потому что были чистосердечны, потому что их совесть не позволила им промолчать, и сделали это не зря. Когда наступил самый страшный час, каждый из них по-своему предал Христа, каждый бежал от Него, каждый струсил и спрятался. Это обстоятельство еще раз подчеркивает, насколько же они были похожи на нас, но оно же означает, что и мы в чем-то можем оказаться похожими на них. Мы знаем о том, что ученики бежали от Господа, но нам также известно, что они нашли потом силы вернуться к Нему и последовать за Ним. Практически все они в конце концов закончили свою жизнь так же, как Иисус, — мученической смертью на кресте.

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая (Мк. 14: 22-24).

Под видом хлеба и вина человек причащается Телом и Кровью Господней.  Эти слова звучат в Церкви и ныне и будут звучать до конца этого мира, вплоть до Второго пришествия Христа. Мы всегда должны думать о той великой жертве, которую принес за нас Спаситель, он оставил нам надежду жить на этой земле. Чем жить? Только Причастием Тела и Крови Христовых. У верующего человека должно быть Евхаристическое сознание, он должен жить жаждой принятия Тела и Крови Господней. Бескровная жертва будет совершаться до скончания мира.

Страстная пятница — самый строгий пост в этот день, когда вспоминается о распятии Спасителя. Еще один важный символ, которому уделяется внимание во время утренней и вечерней службы  это плащаница, длинная ткань, на которой в полный рост изображен Иисус Христос в гробу. В Страстную пятницу она выносится в центр церкви. В этот день верующие поклоняются плащанице, которая символизирует те ткани, которыми женщины окутали Иисуса Христа, обмазав его тело ароматным миртом. Затем тело было погребено и закрыто в пещере. Все эти события полны скорби, грусти и даже в некотором роде обиды за такую несправедливость. Поэтому в церковных песнопениях поется: «Да молчит всякая плоть человеча». Но если бы не было Страстной пятницы, то не наступила бы Пасха.

Суббота — самый удивительный день, предчувствие праздника. Это день покоя, когда Христос был положен во гроб, он душою уже сошел в ад, и дьявол был побежден. После песнопения псалма «Воскресни, Боже» переоблачаются во все светлое священники, переоблачается в светлое престол и читается Евангелие о положение во гроб Спасителя. Все наполнено ожиданием воскресшего Христа.

— Чему стоит уделить особое внимание в оставшиеся дни Страстной седмицы?

— Нужно подумать о скоротечности времени. Прошел очередной пост, необходимо спросить себя, приступил ли я к покаянию, испытал ли радость общения в Таинстве Святой Евхаристии, переступил ли через себя в отношении с ближними, смог ли победить раздражение, осуждение, дух сопротивления. Самое главное осознать, что Бог своими словами, жизнью, крестными муками и страданиями, сошествием в ад, своим Святым Воскресением обновил нашу падшую человеческую природу.

— Мы дошли до Светлого Христова Воскресения или Пасхи. Откуда пошло такое название праздника?

— Пасха  означает  «переход»,  ветхозаветная Пасха совершалась в память перехода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». В этот день необходимо осознать великое событие Воскресения Христова, увидеть в себе бессмертие. Бог не создал человека для смерти, смерть вошла в род человеческий через прародителей. Христос избавил нас от вечной смерти. Не случайно Пасхальный тропарь звучит так: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Пасха — это период, когда мы все живы во Христе, поэтому нет заупокойной молитвы на Светлой седмице. Те, кто во Христе, имеют вечную радость и вечную жизнь. В Пасху мы это наиболее сильно чувствуем и ощущаем.

— Почему Пасха считается самым главным православным праздником?

— Пасха — смысл нашего спасения, цель служения Господа, изменение человеческой природы, открытие доступа в Царство Небесное, к Богу через путь совершенства, труда и подвига, изменения себя во Христе. Воскресение Христово для нас — это праздник реальности, надежды, оптимизма, радости. Но это не отменяет труда, подвига с нашей стороны. Возможность быть снова с Богом появилась у нас благодаря Христу. А с Богом надо быть соответствующим: измененным, преображенным, совершенным. Об этом пути совершенствования и одухотворения говорит нам Пасха. Каждый шаг жизни Христа, а значит, каждый шаг нашего спасения мы отмечаем от Рождества и завершаем результатом — Воскресением Христовым. Произнося слова «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», мы радуемся вечности, бессмертию, духовному началу, которое есть в каждом человеке.

Пусть Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!» сопутствует нам всю нашу жизнь.

Подготовила И.АЛИРЗАЕВА

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»