Яна Балаева
Яна Балаева

11 января в г.Иванове прошел второй (очный) этап двадцать вторых краеведческих чтений учащихся Ивановской области. В первом (заочном) этапе приняло участие более 100 работ. Во втором жюри отобрало 77  наиболее достойных работ. Среди них было исследование воспитанников юрьевецкого ДЮЦа «Верные сыны Отечества». Представленные материалы разделили на несколько секций. Наш материал рассматривался на секции «Летопись Ивановского края». Работу представляла ученица шестого класса средней школы №2 Яна Балаева. Так получилось, что она была на чтениях  самой младшей (в основном выступали ученики 10-11 классов), но тем не менее с поставленными задачами девочка справилась достойно. Работу высоко оценили члены жюри,  и она заняла четвертое место. За свое выступление Яна получила грамоту.

Смутное время — лихолетье. Этот период затронул все стороны русской жизни: экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию, нравственность. Более десятилетия могучую державу разрывали внутренние распри правящих кругов и внешняя интервенция. Появление все новых и новых самозванцев, претендующих на трон в разных частях страны, способствовало разделению некогда единого и сильного государства на отдельные земли, подчиненные то одному, то другому самозванцу. Жители нашего края — «юрьевчане» — до конца остались верны царю, Отечеству, Вере и отказались присягать мошенникам.

В современных источниках в событиях той поры зачастую встречаются разночтения, иногда противоречащие друг другу. Постараемся восстановить хронологию событий 1609 года, связанных с Юрьевецкой землей по тем документам, с которыми нам удалось поработать.

«Да я ж, Федько, был посылай, а со мной стрельцы и казаки, в Юрьевец Повольской. И в Юрьевце посадских и уездных людей привел ко кресту, целовали крест царю Василию Ивановичу...»

Эту верность царю подтверждает и Указная грамота царя Василия Ивановича в Нижний Новгород воеводам князю Александру Андреевичу Репнину, Андрею Семеновичу Алябьеву и дьяку Василию Семенову... от 18 февраля 1609 года  "... да февраля ж седьмой день писали к нам з Болохны Степан Голенищев и посадские всякие люди, да из Юрьевца Повольского Степан Гора Башмаков, да нашего дворцового села Мыта всякие люди, что они нам служат, и с людьми збираются, и против воров крепко стоят, и битися с ними хотят досмерти, и от себя сборных ратных людей на Кинешму и Гороховец в помощь на воров посылают, а от вас из нижнего им никакие пособи нет. И вы б наши городы, которые прочно, от воров оберезали и помощь бы им на воров во всем зделали...".

Выступление юрьевчан против самозванца, да внушительная казна города послужили основными причинами прихода на Юрьевецкую землю полковника Александра Лисовского с польским войском. А казна была внушительной: «В нижнем же князь Дмитрий и Кузьма ис Казани ждаху ратных людей много время и не дождашася. И положися упование на Бога, поидоша со всеми людьми к Ерославлю и приидоша на Балахну... Потом же приидоша в Юрьевец Поволской. Юрьевчане же тако же прияше с радостью и даша многую казну на подмогу. Тут же в Юрьевец придоша Татарове Юртовские многие люди. Они же (юрьевчане) даше им жалование и поидоша из Юрьевца».

Впоследствии конница Юртовских татар сыграла большую роль при освобождении Москвы осенью 1612 года.

В конце весны 1609 года Юрьевцу угрожают войска Лисовского. Для его защиты Ф.И.Шереметьев направляет 1 июня сотню М.И.Соловцова. «И на весну боярин Федор Иванович пошел в Нижней. Из Нижнего послал на Юрьевец с письменным головою с Мисюрем Соловцовым против Лисовскова. Лисовский Юрьевец Повольской взял и многих у нас ратных людей побил. И я ранен ушел с Мисюрем в Нижний к боярину Федору Ивановичу, а с нами ушли немногие люди...»

Вот что о походе Лисовского повествует Житие Святого Преподобного Макария Унженского. «Тогда и же и град Юрьевец Повольский велию тесноту от безбожных ляхов прияше многим человеком различные смерти, и граду огненное запаление и окресным его распущение сотворишися. Баше бо воюй град сей некто воевода Лисовский наречем со многим воинством, иже и град на горе юже именуется Святого Георгия созданный, и церковь соборную во имя святого мученика, позже, и весь его разори. Прочие же люди разгна, и пусто его сотвори. Внегда воеводе Лисовскому свои своими, пришедшу ко граду Юрьевцу, и град воинства окрест обступише, и мнози же во град внидоша, тогда восхоте и той внити вонь, уже бо разогнани быша все жители града, камо кто возможе ганзнути мнози же и убийства прияше. Понеже гнем не баше приготовленного воинства, коней же и оружия, но точию едини граждане, иже настоящей брани во оплачитеся неумеющие. И егда ко вратам града приближеся, и возре на врага, с гордостию сидя на коне, и видя вверху врат, образ написанный, святого и бесславного великомученика и победоносца Георгия, Егория чудотворения и град создася, и его именем именованием очьтеся. И егда узре икону ту, нападе на него страх и трепет велик, я ко егда возможе укрепитеся на коне от страха же того яко огнем опален, скоро во свои (страны) станы обратився побеже, яко кому гоняшу его, прибегшу же ему ко своим яко изумлену не исчезя от страха, и едва во уме прииде и от страха устрашися, ...».

Лисовский со своим войском уходит из Юрьевца. Существует мнение некоторых краеведов, что он оставил в городе часть своих воинов, и что посадские и волостные люди тот час обложили интервентов в городе, словно в берлоге. Теснимый со всех сторон гарнизон вскоре вынужден был перебраться на остров Мамшин.

На деле же Лисовский возвращается через некоторое время. «Лисовский нападе с вой на град Юрьевец, его же огню предав, искавшее истребити и граждан». Но жители города, памятуя о первом походе ляхов, спасаясь от гибели, прихватив с собой домашний скарб, укрылись в унженских лесах.

«И егда выше града на остров, рекомый Мамшин, они окаянние ляхи перевезшеся, негли станы умыслиша ту себе, до времени сотворити, злое намерение о гражданях премыслиша, яко даегда разбегшеся от злого их ратования, паки во град соберутся горцей бы смерти предати с женами купна и чады и стяжания их к себе в корысть приятии...».

Устроив на Мамшине укрепленный лагерь (в древности для удобства обороны это было распространено), поляки начали делать вылазки на луговую левобережную сторону Волги. «... и оттуда хотящее мнози приехаши чрез обонь пол Волги, весь именуюмую Коряковскую, воеже бы и тамо именитое стадо распутити, и жилища их опустошити, и имения их себе притяжати...». Но коряковцы,  наслышанные про зверства ляхов в Юрьевце, и пределах его, стали на берегу единой цепью и не допустили лодки поляков на свою сторону. По молитвам жителей к Святому Макарию обороняющимся помогал "седой старец", который «смертельно пугал поляков, а некоторых топил в Волге». В благодарность святому за помощь впоследствии были построены три Макарьевских монастыря (Решма,Нёмда,Пурех)  и несколько Макарьевских церквей, в том числе в Юрьевце и Юрьевецком уезде.

Чуть позднее на помощь к юрьевчанам из Нижнего вышла судовая рать. «... и посла Федор Иванович на них судам и пошла их под Юрьевцем Поволски на острову и побиша их на голову, иные потопиша...». «... Из нижнего боярин Федор Иванович послал голову Мисюря опять на Лисовскова, а с ним послал голов стрелецких с приказы Богдана Износкова да Тимофея Остренева. И выше Юрьевца на острову Лисовскова побили и языки многие поймали и привели мы в Нижний к боярину Федору Ивановичу».

Из этих двух источников видно, что Шереметьев не идет в Юрьевец с судовой ратью, а находится в Нижнем, хотя некоторые источники утверждают обратное. « В мае 1609 года воевода Федор Иванович Шереметев, прибыв из Нижнего Новгорода с судовой ратью, напал на поляков и всех их истребил». «Шереметьев с юрьевчанами громил польский отряд».  Не исключено, что второй источник опирается на первый.

Впоследствии во время смуты Юрьевец подвергался набегам того же Лисовского в 1616 году, Заруцского — в 1614г. и других отщепенцев, после набегов которых от него оставался один пепел, но жители города и окрестностей, какие бы беды их не преследовали, всегда оставались верны Отечеству и православной вере.

Победа на острове Мамшин под Юрьевцем воодушевила патриотов России на дальнейшую борьбу с захватчиками, укрепила веру людей в освобождение Руси от иностранных поработителей и предателей.

Во время подготовки материала к публикации мы встретились с Яной Балаевой, и она поделилась своими впечатлениями об областных краеведческих чтениях.

— В объединении «Юный краевед» ДЮЦа я занимаюсь первый год. Мне нравится изучать историю Юрьевца, хочу лучше ее узнать.

Работа, которую я представляла на чтениях, была коллективной. После торжественного открытия нас распределили по секциям (всего их было 7) по 11 человек в каждой. Я попала в секцию «Летопись Ивановского края» и выступала под номером 11, т.е. самая последняя.

Доклад членам жюри понравился. Они оценили тот факт, что я хорошо разбираюсь в кириллице. Затем мне задали несколько вопросов про роль конницы Юртовских татар в данных событиях. С темой я была знакома, и мои ответы жюри удовлетворили.

Материал к публикации

 подготовил М. Крайнов,

фото автора