Виктор Смирнов
Виктор Смирнов

В сентябре уходящего года были избраны депутаты Ивановской областной думы шестого созыва. Председателем регионального парламента стал Виктор Смирнов, до этого работавший вице-губернатором Ивановской области.

С одной стороны, такой выбор логичен — второй человек в правительстве стал руководителем законодательной ветви власти. С другой, Виктор Владимирович до этого не был депутатом регионального уровня. Для многих такой выбор станет понятным, если пояснить, что еще будучи председателем Избирательной комиссии Ивановской области, Виктор Смирнов принимал участие в создании большинства региональных законов, определяющих не только порядок проведения выборов, но и организационной работы органов власти в Ивановской области.

Подводя итоги 2013 года, редактор «Иваново-Вознесенска» Александр Горохов попросил спикера думы рассказать о работе регионального парламента, о принятии бюджета и планах работы в очередном непростом для нашей области году.

 

— Виктор Владимирович, после работы в Избирательной комиссии и правительстве Ивановской области как вам работа в думе?

— Если честно, работать вице-губернатором и руководителем избиркома было гораздо сложнее. Там работа требовала постоянного принятия решений. Но это не значит, что свободного времени стало больше. Наоборот. В работе председателя думы гораздо больше представительских обязанностей. Ежедневно конференции, встречи, выступления. К каждому выступлению нужно серьезно подготовиться — я не привык по-другому.

— Перейдем к законотворческой работе. Принят главный закон развития региона — бюджет на 2014 год и дальнейший плановый период. Ни для кого не секрет, что наш регион дотационный и сильно зависит от федерального бюджета, который прошел, как это называют финансисты, рецессию. Помощь регионам сокращена. В то же время область обязана исполнять майские указы Президента, то есть расходы постоянно увеличиваются. Как же сбалансировать бюджет в таких условиях?

— Да, субвенции федерального бюджета субъектам Российской Федерации уменьшены. Но мы для себя должны четко определить зону ответственности. По большей части забота об исполнении бюджета, решении насущных задач в жизни области — это компетенция правительства. Проект распределения расходов вносит губернатор. Депутаты, прежде всего, выступают как представители своих избирательных округов, как общественные контролеры эффективности использования бюджетных средств. Сегодня с эффективностью расходов есть проблема, и мы на комитетах очень активно обсуждали, как увеличить отдачу от тех средств, которые выделяются из бюджета. Оптимизация расходов — важнейшая задача депутатов. Это очень сложно, потому что связано с сокращением или перепрофилированием сети бюджетных учреждений, а это вызывает вопросы у граждан.

Последний пример с Шуйским домом ребенка тому подтверждение. В обществе возникла тревога о его судьбе. Конечно же, это решение не могло быть принято без нашего контроля. Но ведь число детей, которые находятся на государственном попечении, постоянно снижается, сиротство сокращается, что говорит о правильной реализации мер, предложенных Президентом. Детей разбирают по семьям — и это хорошо. Поэтому и появилась возможность сокращения расходов на это учреждение и его перепрофилирования.

— Понятно, что социальные расходы снижать нельзя — никто не позволит. Где же брать средства на их покрытие?

— Мы должны понимать, что снижение расходов не всегда благо. Уменьшая число ставок, сокращая фонд оплаты труда, мы можем снизить и потребление. Если люди станут меньше покупать, это повредит экономике. Что опять приведет к сокращению доходов. Здесь нужно выбирать оптимальный баланс доходов и расходов.

Другой вопрос — работа над увеличением доходной части бюджета. У депутатов есть целый ряд предложений, которые мы направили в правительство. Например, мы полагаем, что вполне возможно сегодня внести изменения в законодательство в части увеличения налоговой нагрузки на крупные торговые центры. Их в Ивановской области в последние годы открыто немало. Мы способствовали их скорейшему строительству и заполнению, предоставляя определённые финансовые преференции. Теперь вполне можем рассчитывать на отдачу — инвесторы, вложившие деньги в торговые центры, могут и должны поддержать бюджет. В других субъектах РФ есть подобный опыт увеличения ставок по арендной плате, по земле, налогу на имущество. Это может стать солидным подспорьем для бюджета в нынешних условиях.

— Рост налоговых ставок — больная тема для предпринимателей. Протестов не боитесь?

— Разумеется, подход должен быть дифференцированным. Реальный сектор экономики, производство, конечно же, нагружать нельзя. А сфера услуг достаточно рентабельна, так что мы вправе ожидать от неё поддержки бюджета в сегодняшних условиях.

— Какие планы у депутатов по законотворчеству на предстоящий год?

— План законотворческой работы формируется в основном на основе предложений правительства региона. Депутаты же должны своевременно реагировать на изменения федерального законодательства, пробелы в региональных законах, правовые коллизии и вносить соответствующие изменения в областные законы. Законодательные инициативы от депутатов регионального уровня тоже требуются, хоть и не часто. Например, на федеральном уровне Общероссийский народный фронт настойчиво предлагает разработать закон об общественном контроле в сфере ЖКХ. Депутаты поддерживают эту инициативу. Но разработка такого сложного закона требует участия специалистов, в первую очередь, из исполнительной власти. Мы можем помочь, например, организовав слушания по проблемам ЖКХ. На них, кстати, было высказано немало полезных предложений в этой сфере.

Один из приоритетов — бюджетная сфера. Здесь очень важен депутатский контроль. Но не только. Большая работа предстоит по законодательству в сфере образования. Субъектам федерации передаются все новые полномочия. Будем работать, тем более, что есть опыт передачи на региональный уровень целых отраслей.

— Мы говорили про налоговое законодательство.

— Да, регулирование налоговой нагрузки невозможно без изменения налогового законодательства. Депутаты подходят к этому вопросу очень конструктивно. Что предлагается? Тщательно рассмотреть вопрос налоговых льгот. Тем предприятиям, от работы которых регион получает реальную публичную выгоду (поступления в бюджет, сохранение и рост количества рабочих мест, социальная ответственность), льготы предоставлять. И отказываться от тех льгот, которые не востребованы или надуманы.

— Давайте перейдем к политическим вопросам. В этом году сменился не только депутатский корпус. Произошли значительные изменения и в исполнительной власти. Вопрос к вам, как спикеру регионального парламента, большинство в котором составляют «единороссы», и члену президиума регионального политсовета партии «Единая Россия». Партия поддержит Павла Конькова на выборах губернатора Ивановской области?

— Как у политика, у меня нет никаких сомнений в том, что кандидатура Павла Алексеевича будет поддержана «Единой Россией». Он ведь уже поддержан высшим руководством партии в лице премьер-министра Дмитрия Медведева. Исполняющим обязанности губернатора его назначил Президент Владимир Путин.

Но не надо забывать, что любой кандидат, выдвигаемый партией на выборах, обязан выиграть праймериз. Обязательно должны быть другие кандидаты, конкуренция и состязательность. Я уверен, что в нашей партийной организации есть достойные кандидаты, которые могут представить интересные и содержательные программы развития области. Поэтому Павлу Конькову необходимо очень серьезно подойти к подготовке своей предвыборной программы участия в праймериз.

Сам он неоднократно подтверждал свое желание выдвинуться именно от «Единой России» и не видит другой конструктивной политической силы, на которую могла бы опереться исполнительная власть. Коньков готов доказать, что у него есть свое видение развития нашего региона, оптимальная программа действий, слаженно работающая команда.

— А будут ли у него конкуренты от других партий? Ведь областной закон о выборах губернатора практически не дает им возможности выдвинуться. Депутаты в 2014 году не намерены изменить закон в части муниципального фильтра?

— У других кандидатов есть несколько возможностей для выдвижения. Во-первых, монополии на власть у «Единой России» нет. И депутатам от «Единой России» никто не запрещает поддержать других кандидатов. Работайте с ними, убеждайте. Во-вторых, это реальная возможность для оппозиции наконец консолидировать свои усилия. Они могут создать сильный блок и поддержать общего кандидата, причем необязательно члена партии.

Что касается моего личного мнения, то я с инициативой изменения закона выступать не буду. Он принят большинством депутатов и соответствует федеральному законодательству.

— А нового секретаря регионального политсовета партии «Единая Россия» вы также будете избирать с помощью праймериз? В кулуарах говорят, что это  вопрос решенный.

— Обязательно. Праймериз — это настоящие выборы с несколькими кандидатами. В 2012 году, например, перед партийной конференцией на должность секретаря претендовали 8 человек, каждый со своей программой и активными сторонниками. Три кандидата, в числе которых был и я, дошли до финала. Было реальное состязание, и все, кто хотел, высказали свое мнение. И сейчас нужна открытая дискуссия, свободное голосование, четкие программы кандидатов. Этот механизм должен быть неукоснительно соблюден как на выборах секретаря, так и на выборах кандидата в губернаторы.

(Интервью опубликовано в общественно-политическом издании

 "Иваново-Вознесенск"

(№ 48, 17-23 декабря 2013 года.)