Премьер-министр РФ в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», которая опубликована 13 февраля в «Комсомольской правде» обозначил приоритеты в образовании, здравоохранении, социальной сфере.

Расходы бюджетной системы на социальную сферу за последние 4 года выросли в 1,5 раза, а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 — 2009 годов, росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии, социальные выплаты.

Но сегодня нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России.

 

Как будут повышаться зарплаты «бюджетников»

Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов — это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.

Механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.

Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.

Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов — до размера средней зарплаты по региону. В течение 2013—2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в 2 раза и доведена до 200% от средней по экономике. Повышенная зарплата должна устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников.

Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня зарплата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. Для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы — 200% от средней зарплаты по региону.

Зарплата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг.

Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы.

Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей — в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы, что даст не меньше трети от необходимых средств.

 

Рабочие должны участвовать в управлении предприятиями

Каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. Необходимо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей. До конца 2012 года совместно с профессиональными ассоциациями необходимо принять Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.

Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями, например, в форме производственных советов. В их компетенцию могла бы входить организация труда коллектива — от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации.

Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий. Это увеличит их возможности на рынке труда, повысит их мобильность, заработки.

Мы в последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий). Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры — и при необходимости предпринять дополнительные шаги в этой области.

 

7000 рублей ежемесячно – пособие на третьего ребенка

На нашей территории сосредоточено порядка 40% мировых природных богатств, а население лишь 2% от жителей Земли. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами.

Сегодня в России живет 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при  отсутствии реальных мер к 2050 году оно составит порядка 107 млн. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения — население России увеличится до 154 млн. Историческая цена выбора между действием и бездействием — почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.

В 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождения второго ребенка, включая и материнский капитал, который постоянно индексируется.

Считаю возможным сделать еще один шаг вперед. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста — в размере прожиточного минимума ребенка. Это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц.

Семья сможет обратиться за детским пособием, если в ней доход на человека не выше, чем средний по региону.

Пособие будет предоставляться без долгих предварительных проверок, но налоговые органы станут выборочно анализировать доходы получателей пособий. Думаю, что схожим образом надо будет со временем поступать и с другими выплатами, призванными помогать нуждающимся.

В дополнение к мерам по рождению третьего ребенка должна быть реализована спецпрограмма по первоочередному улучшению жилищных условий для многодетных семей.

Необходимы решения по содействию занятости женщин с детьми — гибкий трудовой график, дистанционная занятость.


«Пенсии непременно будут расти… Я против повышения пенсионного возраста».

После краха экономики в 90-х годах мы обязаны были вытащить стариков из нищеты. На восстановление размера пенсий у нас ушло больше 10 лет.

Нам удалось существенно поднять уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась ростом цен. Пенсии непременно будут расти.

Часто говорят — зачем Правительство подняло пенсии в 2009 году? Сделай власть это сегодня, сейчас — и выборы, дескать, были бы в кармане, ведь пенсионеры чаще других ходят на выборы. Но мы сделали это, как только смогли, как только появилась первая экономическая возможность. Все другое было бы безнравственно.

Я против повышения пенсионного возраста. В то же время необходимо учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. Уже в самое ближайшее время надо предусмотреть такую возможность.

Нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Она предполагает в первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы. Когда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости — дополнять их своими средствами.

 

Об очередях в детские сады, кружках и секциях, профлицеях,

«чистке» ВУЗов и прибавке к стипендии в 5 тысяч рублей

В качестве первоочередных национальных задач в сфере образования вижу следующие:

1. В течение 4 лет ликвидировать очереди в детские сады. В том числе — за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детсадах.

2. Обеспечить социальное равенство в получении образования. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, должны получать и методическую, и кадровую, и финансовую поддержку.

3. Необходимо вернуть систему допобразования (кружки, спортивные секции) в сферу ответственности на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. К 2018 году мы увеличим долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы до 70 — 75%, в том числе не менее 50% — на бесплатной основе.

4. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 — 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков.

5. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента. Это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки. За всем этим должны следить сами студенческие коллективы, их трудно будет обмануть подложными справками. При этом мы продолжим практику выделения именных стипендий и спецгрантов.

6. Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. Ее часто критикуют, и во многом справедливо. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, защитить от злоупотреблений и при этом сохранить принцип независимой оценки качества образования детей, дать  возможность для ребят из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших университетах.

7. Не соглашусь с теми, кто предлагает снизить прием в вузы. Вместе с тем мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого — несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда.

Оптимальную формой подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенциями является прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 — 40% выпуска наших вузов.

8. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний.

Предлагаю в 2012 — 2014 гг. силами наших ведущих университетов провести аудит всех образовательных программ высшего профобразования. Вузы, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями.

9. Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 — 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд — на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ.

 

О лекарствах, бесплатной физкультуре, худ.самодеятельности, библиотеках и музеях

В ближайшие годы необходимо решить еще целый ряд проблем отечественного здравоохранения.

1. Пациенты не удовлетворены качеством медицинских услуг. В течение ближайших 4 лет следует провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, и сделать это в сочетании с обновлением программ повышения квалификации.

2. В большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства. Однако нужна продуманная дорожная карта развития отечественного лекарственного производства. Информированием потребителей должны заниматься врачи, а не сами производители лекарств и оборудования.

3. Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит. Сегодня у нас 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни.

Мы будем создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака.

Государство вместе с меценатами призвано создавать необходимые условия для реализации миссии культуры и искусства.

1. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей

2. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества — начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества.

3. Особое внимание — работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов.

4. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным.

5. Цифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста.

 

Как снизить цену на жилье и побороть рост услуг ЖКХ

Мы помогаем получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям. Переселяем людей из ветхого жилья. До конца 2012 года выделим на жилье для ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов рублей.

Что еще мы предполагаем сделать?

  1. Снижать стоимость строительства за счет снижения цен на стройматериалы, прекращения раздувания цен из-за коррупции. Мы введем конкурентный порядок экспертизы проектов, переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в уведомительные, устраним искусственный монополизм как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов на региональных рынках.

Мы сможем снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах — до 30%.

  1. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков — как в ходе расширения крупных городов, так и в результате изъятия их у тех учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. В обмен на ограничение продажной цены социального жилья земля должна предоставляться бесплатно.
  2. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы. Будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора.
  3. Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья. Для этого надо стимулировать создание специализированных компаний, создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Для людей с невысокими доходами будем создавать программы развития некоммерческой аренды жилья.

Представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году — снять проблему полностью.

 

Региональные и местные органы власти должны организовать снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы.

  1. Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ. Надо поддержать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организоваться, защищать свои права.
  2. Перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов.
  3. Только за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуществить модернизацию ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на 3 года вперед, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг.

Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают.
Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость».