В газете «Коммерсант» опубликована очередная статья премьер-министра Владимира Путина «Демократия и качество государства». Предлагаем вашему вниманию основные тезисы статьи. Под флагом воцарения демократии в 90-е годы мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Было бы наивно связывать его причины только с корыстными действиями олигархов и чиновников. К началу 90-х наше общество состояло из людей, освободившихся от коммунизма, но еще не научившихся быть хозяевами своей судьбы, привыкших ждать милостей от государства, зачастую предававшихся иллюзиям и не умевших противостоять манипулированию. Сегодня наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность.

ВО ВЛАСТИ НЕ НУЖЕН  БАЛАГАН

Сегодня внесен целый пакет предложений по развитию нашей политической и партийной системы. Речь идет об упрощении порядка регистрации партий. Об отмене необходимости собирать подписи для участия в выборах в законодательные органы. О сокращении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны. Уверен, нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний. Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата.

КАК НАМ ПОМОЖЕТ

«ИНТЕРНЕТ-ДЕМОКРАТИЯ»

Граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы. Конструктивная критика со стороны сообществ предпринимателей, учителей, медиков, ученых уже сейчас помогает избежать неудачных решений и, напротив, найти лучшие. Необходимо улучшение языка правотворчества. Его надо сделать если не благозвучным, то хотя бы понятным для адресатов норм. Важно создание дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти. Одна из главных тенденций современного мира — это усложнение общества. Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Одно из важных решений здесь — это развитие саморегулируемых организаций, (СРО) компетенции и возможности которых должны расширяться. Сами СРО должны разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях. Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России. Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Уже сейчас мы используем практику размещения проектов законов в Интернете. Каждый может направить свое предложение или поправку. Они рассматриваются, а лучшие и содержательные — учитываются в финальной версии законопроекта. Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений должен стать нормой на всех уровнях. Нам нужно дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты. Предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более (реальных) подписей в интернете. В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. По итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказаться, хотят ли они, чтобы этот человек и дальше трудился в их районе. Точно так же можно поставить вопрос о руководителе районного центра ЖКХ. О мировом судье — в случае если он не избирается гражданами. Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или Интернет-опросы свои острые проблемы и способы их решения. Работа общественных советов при органах исполнительной власти носит формальный или показной характер. Необходимо отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов — их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. Несколько слов о перспективах развития проекта «электронное правительство».Официальный сайт с информацией о госзакупках уже стал мощным антикоррупционным механизмом, многие госуслуги также уже переведены в электронный формат. Но большинству людей нужна насущная информация о своем доме, придомовой территории, соседнем парке, школе, своем муниципалитете. Нужно точнее нацелить проект «электронное правительство» на нужды и запросы граждан.

ГОРОДА И СЕЛА ДОЛЖНЫ СТАТЬ ФИНАНСОВО  САМОСТОЯТЕЛЬНЫ

Муниципалитеты не должны бездумно укрупняться и должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными. Предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Но если у муниципалитетов появится больше ресурсов, то и объем их обязательств может быть увеличен. Важно обеспечить партнерский характер взаимодействия губернаторов и мэров, региональных и городских заксобраний. Их отношения зачастую конфликтны, и в условиях выборности губернаторов могут обостриться. Надо прекратить устанавливать с регионального уровня показатели для местного самоуправления и увязывать с ними предоставление финансовых ресурсов. В малых городах надо обеспечить долгосрочный, устойчивый характер доходов таких муниципалитетов, исключить ситуацию, когда деятельность мэра сводится к выбиванию денег наверху.

НАМ НЕОБХОДИМ СИЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов. При этом за Президентом страны останутся инструменты контроля и реагирования, в том числе право отстранения от должности губернатора. Это обеспечит сбалансированное сочетание децентрализации и централизации. Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия и источники финансирования местных и региональных бюджетов. Однако при этом нельзя потерять управляемость страной. Распределение государственных полномочий по различным уровням власти должно осуществляться по ясному критерию — функция должна исполняться на том уровне власти, где это будет сделано с наибольшей пользой для граждан России, их предпринимательской активности, для развития страны в целом. Очевидно, что потенциал укрупнения субъектов федерации далеко не исчерпан. Но действовать в этой сфере надо разумно и взвешенно опираясь на мнение граждан. Стране необходим сильный, дееспособный, пользующийся уважением федеральный Центр. Наша историческая задача — в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны.

О приоритетах деятельности госаппарата

1.       Разорвать связку «власть-собственность». Должны быть четко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь. 2.      Широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров. 3.      Развивать конкуренцию государственных администраторов — губернаторов, мэров, функционеров, когда это целесообразно. Для этого — наладить мониторинг, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления. 4.      Переходить к стандартам госуслуг нового поколения, основанным на позиции потребителя. Каждый человек должен ясно понимать, что и как он может получить от того или иного ведомства и за что спросить с конкретного чиновника. 5.     Предлагаю за грубое или неоднократное нарушение стандартов оказания госуслуг гражданам не просто увольнять плохо работающего чиновника, а на несколько лет лишать права быть госслужащим. 6.      Внедрить систему оплаты труда госслужащих, позволяющую гибко учитывать состояние рынка труда. Без этого наивно рассчитывать на качественное улучшение корпуса чиновников. 7.      Идти по пути специализации и профессионализации института омбудсменов — уполномоченных по защите прав. Считаю, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен появиться в каждом субъекте Федерации.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Было бы правильно законодательно закрепить новый порядок выдвижения кандидатур на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты, формирования списка назначаемой части Общественной палаты. Кандидаты должны выдвигаться не Президентом, как сейчас, а Советом Государственной Думы на основе согласия с кандидатурой всех фракций. Парламентариям надо подумать над наполнением реальным содержанием процедуры парламентских расследований. Предлагаю выделить коррупционно опасные должности — как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций. Занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи. Общество, СМИ обязаны восстановить справедливость в отношении честных государственных работников. Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции. Это поможет доводить такие дела до конца. Переход от слов к делу в борьбе с «большой» коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаются в своей повседневной жизни — в полиции, судебной системе, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании.

КАК ИСКОРЕНИТЬ "КАРАТЕЛЬНЫЙ УКЛОН"  В СУДАХ

Мы должны решить проблему ярко выраженного обвинительного, карательного уклона в нашей судебной системе. 1. Введем практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками. Бремя доказывания возлагается на административный орган, а не на человека. 2. Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Это даст возможность гражданину спорить с властью не в одиночку, а от лица крупной общественной организации. 3. В системе арбитражных судов сегодня создана единая, открытая, доступная база всех судебных решений. Мы должны создать такую базу и в системе судов общей юрисдикции. Надо подумать о возможности Интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них. Сразу будет видно, кто как работает. 4. Необходимо возрождение «судебной» журналистики. Мы предлагаем конкретные решения. Их практическая реализация делает власть народа — демократию — подлинной. А работу государства — ставит на службу интересам общества. И все вместе — это обеспечивает России устойчивое и успешное развитие.