Фомин А.Г.
Фомин А.Г.

Интервью с заместителем председателя правительства Ивановской области Александром Германовичем Фоминым  по реализации на территории Ивановской области Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2013 №600 «О мерах по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

— Александр Германович, какие задачи стоят перед комплексом развития инфраструктуры Ивановской области для достижения показателей обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, которые определены одним из «майских» указов Президента Российской Федерации?

— Планируется, что до 1 октября 2013 года в Ивановской области будет разработана программа по обеспечению граждан региона доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, в которой будут учтены все основные моменты, связанные с развитием строительной отрасли региона, учитывающие потребности населения в доступном жилье.

Что касается реализации мероприятий по обеспечению специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), то соответствующие программы действуют на территории региона с 2006 года. Среди них — подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и «Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования», входящих в состав ДЦП Ивановской области «Жилище», ДЦП Ивановской области «Социальное развитие села Ивановской области».

Также отметим, что с 2012 года в регионе существует программа по «Государственной поддержке молодых учителей общеобразовательных учреждений Ивановской области в сфере ипотечного жилищного кредитования».

Кроме того, в целях снижения стоимости одного квадратного метра жилья на 20% путем увеличения объема ввода жилья экономического класса в настоящее время с Госстроем России осуществляется проработка вопроса по отбору проекта комплексной жилой застройки «Строительство малоэтажного микрорайона социальной направленности „Просторный“ в районе улицы Тимирязева, г. Кохма, Ивановской области» (застройщик — ООО "Инвестиционно-строительная компания «Контур-М»). Планируется, что это станет «пилотным» проектом по повышению доступности жилья для экономически активного населения.

— Что делается в области для улучшения качества предоставления коммунальных услуг жителям и создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства?

— В целях увеличения доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры, на территории региона реализуется подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» долгосрочной целевой программы Ивановской области «Жилище» на 2011—2015 годы.

Доля софинансирования мероприятий Программы за счет бюджетных средств определена в размере 45%, доля средств частных инвестиций не менее 55% от стоимости модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

До 2015 года финансирование данной программы составит в общей сложности более 325 млн. рублей, в том числе размер внебюджетных источников достигнет более 180 млн. рублей.

За последние два года в рамках Программы уже удалось привлечь около 70 млн. рублей средств внебюджетных источников на проведение работ по строительству и техническому перевооружению девяти котельных в Комсомольском, Пестяковском, Родниковском, Тейковском, Фурмановском районах, строительству канализационного коллектора в городе Гаврилов Посад, реконструкции и капитальному ремонту тепловых сетей в селе Демидово Пестяковского района, в селе Подозерский Комсомольского района, линии теплотрассы в селе Новые Горки Лежневского района, капитальному ремонту наружных сетей водопровода и техническому перевооружению артезианской скважины в поселке Лежнево, а также капитальному ремонту ветхих сетей теплоснабжения, водопровода и канализации в Ивановском районе.

Кроме того, в Ивановской области утверждено 15 инвестиционных программ в сфере теплоснабжения на общую сумму 530,8 млн. рублей, 3 программы по водоснабжению на сумму 389,2 млн. рублей, 3 программы по водоотведению на сумму 253,3 млн. рублей. На эти средства планируется модернизировать 27 объектов коммунальной инфраструктуры региона.

В области также утверждены графики разработки схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения городских округов и поселений до декабря текущего года.

Для надлежащего функционирования систем жизнеобеспечения и повышения качества жилищно-коммунальных услуг в прошлом году в рамках региональной программы по энергосбережению реализовано 19 мероприятий по замене инженерных сетей и техническому перевооружению источников теплоснабжения. В этом году еще 18 объектов коммунальной инфраструктуры области будут модернизированы с применением современных энергосберегающих технологий, которые позволят достигнуть максимального экономического эффекта, без увеличения тарифных решений для жителей.

— Александр Германович, что предпринимается правительством для обеспечения необходимой инфраструктурой участков, выделенных семьям, которые имеют трех и более детей?

— Земельные участки, предназначенные для передачи в собственность многодетным семьям, формируются органами местного самоуправления. Работа по предоставлению земельных участков проводится органами социальной защиты во взаимодействии с местными администрациями. Организуется выбор очередниками конкретного участка, после чего семье выдается решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность. С 1 января 2011 года по настоящее время в собственность граждан (многодетных семей) как для ведения личного подсобного хозяйства, так и для жилищного строительства в Ивановской области предоставлен 731 участок.

По данным на 1 июля 2013 года, в области сформировано еще порядка 550 таких земельных участков.

Распоряжением правительства Ивановской области утверждена «дорожная карта» по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой. Данная «дорожная карта» согласована Министерством регионального развития Российской Федерации. В области также реализуется региональная программа, в рамках которой предусмотрены субсидии из областного бюджета органам местного самоуправления на погашение заемных средств или кредитов, привлекаемых инвесторами. До 2017 года на эти цели будет направлено порядка 1,5 млрд. рублей. В этом году 100 млн. рублей в областном бюджете предусмотрены на разработку проектной документации.

— Александр Германович, один из вопросов, который определен «майским» указом № 600, является ликвидация аварийного жилищного фонда. Каковы перспективы у области в этом направлении?

— В целях ликвидации аварийного жилищного фонда утверждена «дорожная карта» по переселению граждан из аварийного фонда (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации). Данная «дорожная карта» согласована Фондом содействия реформированию ЖКХ и Министерством регионального развития Российской Федерации.

Утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2013—2015 годы.

В соответствии с соглашением, подписанным Ивановской областью и Фондом содействия реформированию ЖКХ в апреле этого года, утвержден порядок взаимодействия региона и Фонда при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья. В данном документе установлено обязательство региона осуществить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, в срок до 31 декабря 2015 года.

Отмечу, что 10 июля 2013 года Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства было одобрено две заявки Ивановской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области в 2013 году. Это будет первым этапом Программы.

Ивановская область согласно одобренной заявке для переселения граждан из аварийного жилья получит из средств Фонда ЖКХ 421,4 млн. рублей. Регионом в порядке софинансирования будет выделено 488,4 млн. рублей (в том числе средства областного бюджета — 404,9 млн. рублей, средства местного бюджета — 61,903 млн. рублей, средства местного бюджета на оплату разницы площадей — 21,6 млн. рублей). Эти средства будут направлены на переселение 1879 граждан из 114 аварийных домов.

— Александр Германович, есть ли возможность у населения контролировать ход реализации всех намеченных мероприятий по исполнению «майского» указа Президента № 600?

— При Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области организован Общественный совет. В настоящее время уже во всех муниципальных районах и городских округах области созданы и функционируют муниципальные общественные советы по вопросам ЖКХ.

Также в регионе организовано 97 территориальных общественных самоуправлений, оказывающих содействие региональным и муниципальным уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

На стадии завершения находится процесс создания центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства при губернаторе Ивановской области в рамках создаваемой НП «ЖКХ Развитие» сети общественных организаций. Планируется, что данный центр будет играть координирующую роль для всех действующих в регионе общественных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В завершении хочу отметить, что все поставленные Президентом России задачи на территории региона будут реализованы. Вместе с тем, учитывая дотационность регионального бюджета, стопроцентное исполнение поручений уже потребовало секвестрировать часть средств, предусмотренных на другие направления развития области.

Пресс-служба Комплекса

 развития инфраструктуры

 Ивановской области