Здесь была школа

Здесь была школаНо можно ли так вспоминать школу, в которой не учился и даже никогда не видел?  Смотрю на фотографии этой деревянной двухэтажной с балкончиком школы, на детей, поливающих саженцы, на чистые лица учительниц и на чёрно-белую фотографию немолодого человека в строгом костюме, улыбающегося так по-доброму, и чувствую, как дорога сердцу эта школа. Теперь я уже много про неё знаю.

Ближайшая к Жаркам Костяевская средняя, т.е. 9-летняя школа. Школе повезло. За 80 лет её существования ей руководили только три директора. И какие это были директора!  С 1937 года в должность директора школы, которая в то время находилась в Махлове, вступил Николай Евгеньевич Воскресенский.

Человек в строгом костюме — это Николай Евгеньевич Воскресенский, директор Махловской семилетней школы с 1937 по 1973 год. Ему было всего 25 лет, когда он пришёл работать в школу учителем математики, а стал ещё и директором на такие долгие годы.  Перерыв был только на войну.  Но кроме всего, Николай Евгеньевич был сыном священника.

Сейчас в Махлове печаль запустения. Красивое ровное место с небольшой бобриной речкой. Последние дома догорают. Живёт всего одна семья. А было…

Николай Евгеньевич Воскресенский
Николай Евгеньевич Воскресенский

Рассказывает уроженец Махлова Леонид Николаевич Шмелёв, ему почти 80: «Для нас, для мальчишек, самое главное, что там была конюшня на 30 лошадей. Сухая, чистая, добротная, никогда не закрывалась — не надо было. У нас у каждого своя подшефная лошадка, ухаживали за ними, чистили. А школа была на 200 человек — это в послевоенные-то годы! Учились в две смены. На пришкольном участке выращивали и картошку, и морковку, и капусту. Повара варили, и этим всем мы кормились в школе…. А дальше была больница и амбулатория — красивое здание было. Даже своё родильное отделение было. В Махлове люди рождались, никуда не ездили. И динамо-машина работала, свет давала, ещё до войны свет был у нас. И ясли детские были в очень красивом месте — от помещика осталось.  Вообще — красивое было место. И жили дружно. И пекарня была своя, и молочная ферма, и сапого-валяльный завод. Была почта и сельсовет. Жизнь кипела…. И не было даже в голове, как это можно схалтурить, плохо сделать. Всё на совесть! Два магазина было. Клуб. А в клубе народу всегда полно — такая самодеятельность!  И спектакли ставили, даже в окна лазили смотреть.

Кузница была своя. Была пожарная часть своя — как без этого. Да, тяжёлая жизнь, но теперь я точно знаю, что всё это было нужно. Иначе не было бы страны, мы бы фашистов иначе не победили»…

Всё на совесть! — может это ключевые слова к истории и нашей школы. Не услуга образовательная, не выкраивание зарплаты для учителей за счёт других учителей, а серьёзное педагогическое дело — вырастить человека, достойного своей страны. Вот такая непростая у школ была задача.

Здесь была школаВ нашей с вами родной газете «Волга» за 9 января 1968 года опубликована статья о Н.Е. Воскресенском «Педагог, пропагандист, боец партии».  А указом Президиума Верховного Совета в этом же году Воскресенскому было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР.

Вот, что было написано в  газете: «…Богата и разнообразна впечатлениями жизнь у Николая Евгеньевича. Иногда слышишь: «Ну вот, прожить всю жизнь на селе — есть что вспомнить?!» И здорово ошибаются. Есть что вспомнить Н.Е. Воскресенскому…

Никогда, например, не изгладятся в памяти тридцатые годы, когда он делал робкие сначала, а потом всё увереннее шаги на ниве просвещения. Это было интересное время, когда по всей молодой Советской республике прокатился призыв о всеобщем образовании. Партия призывала рабочих и крестьян покончить с неграмотностью.  В глухой деревушке Прудовке Сокольского района Николай Евгеньевич создал школу всеобуча.  Тогда не было ни здания, ни парт, зато была у людей — молодых и пожилых — горячая тяга к знаниям… В последующие годы был завучем в разных школах, а потом и директором.

Закончил заочно педагогический институт перед Отечественной войной. Тогда же женился на такой же энтузиастке — учительнице биологии Лидии Алексеевне, и они уже вместе шагали по жизненному пути…. У них пятеро детей, двое сыновей получили высшее образование, учится в институте дочь Татьяна.»…

Эту младшую дочь Татьяну удалось найти. Сейчас она проживает в Иванове.  Она передала копии его боевых наград, статьи из военных газет и удивительное письмо о своём отце. Николай Евгеньевич был призван на фронт Юрьевецким военкоматом 12 апреля 1942 года. Служил в артразведке, в противотанковом истребительном дивизионе, сотни километров прошёл наводчиком орудия от Ржева до Кенигсберга с войсками 3-его Белорусского фронта. На Немане в 1944 году получил контузию. Но на этом война для него не закончилась. После выздоровления он со своей дивизией прошёл с боями новые сотни километров по Маньчжурии. После разгрома Японской армии в сентябре 1945 года старшине Воскресенскому Н.Е. Верховным Главнокомандующим за приказом № 372 объявлена благодарность. Во время войны он был награждён за мужество двумя орденами Красной Звезды и медалями. И самое главное — остался жив и вернулся работать в школу.

Здесь была школаКогда кончилась война, Николаю Евгеньевичу было всего 33 года, и он проработал в Махловской школе ещё 28 лет директором и учителем математики.  Сохранились как драгоценная реликвия журналы его приказов по школе. Эти большие тетради, которые надо издать и читать их как «роман», он вёл собственноручно четким аккуратным почерком из года в год. И они не хуже, чем «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Вся жизнь той школы с её перипетиями, проблемами как на ладони.

Как обеспечить детей учебниками, едой, как строить занятия, как кому помогать, как вести трудовое воспитание, укреплять дисциплину, поощрять, наказывать — всё это похоже на какой-то судовой журнал, который вёл капитан большого корабля.

В общем-то, так оно и есть. Школа — корабль, штурвал которого должен находиться в крепких, любящих, ответственных руках. Школе повезло — сын священника, фронтовик — имел такие руки и живое сердце. Он близко видел смерть и знал, как дорога жизнь. И считал, что он должен сделать всё для своей школы, для этих детей. И дети платили ему этой же любовью. Многие из них стали учителями.

Через два года после выхода его на пенсию Махловская школа переехала в Большое Костяево, и возглавил её тоже фронтовик -Анатолий Александрович Кузов. И традиции школы продолжились. И живы по сей день. Вот уже 30 лет руководит школой Надежда Фёдоровна Кузнецова — директор и учитель математики, как и Воскресенский. От него она в своё молодое время получила много мудрых наставлений и наказ заниматься именно математикой.  Ведь директорство — особый дар и особое служение. Одно из его наставлений было в том, чтобы сгоряча не принимать никаких необдуманных решений.  «С проблемой надо переночевать», — говорил он.

Как-то в разговоре с Надеждой Федоровной о Воскресенском услышала от неё слова о том, что будь он директором школы сейчас, то, скорее всего, основной задачей для него было бы духовное воспитание детей в русской традиции, в православии.

Из прекрасной книжки Александры Васильевны Сиротиной «История развития народного образования в Юрьевецком уезде (районе)» мы узнали, что коренная основа Махловской школы восходит ещё к 1842 году, когда там открыли училище Удельного ведомства. До 1915 года количество различных училищ по Юрьевецкому уезду только увеличивалось. У учительницы и директора бывшей начальной школы в Дорках Лии Фёдоровны Фроловой сохранилось Евангелие, которым наградили её отца с такой надписью: «В награду от Училищного Совета ученику, окончившему в 1915 году трёхгодичный курс Махловской начальной народной школы — Феодору Фролову. Выдано 1916 года, Января 20 дня. Учительница Е. Тихомирова».

И зная теперь всё это, можно ли не любить, не сожалеть об этой несуществующей уже школе с такой дивной давней историей, которая могла бы праздновать свой 180-летний юбилей? И сколько их у нас было, этих чудесных незабываемых малых школ, где, как мальки в заводи, вырастали будущие строители, воины, учёные…

На полях битв ставят обелиски павшим героям, известным и безвестным. Вот так порой хочется воздвигнуть обелиски в наших сказочно-красивых местах с простой надписью: «Здесь была школа». И поэтому мы не имеем права забывать свою историю, своих учителей. Ведь, как говорил один выдающийся государственный деятель: «Войны выигрывают учителя».

И в заключение хочется привести строки о Николае Евгеньевиче Воскресенском из письма его дочери Татьяны:

«Каким был наш папа? Прежде всего, оптимистом, жизнелюбом. До мозга костей любил сельскую жизнь за её спокойствие и размеренность. Подмечал: «Какой простор и приволье открываются для сердца и ума! Вот она, природа, для глаз и для души!»

Очень любил ходить в лес за грибами, ловить рыбу. Он был удивительным и остроумным рассказчиком, неистощимым на выдумки; умел делать фокусы; был большим хлебосолом. Отменно заквашивал капусту, солил огурцы, грибы, варил варенье. А какое вкуснейшее печенье по праздникам он умел делать на желтках!

В этих делах он был большим помощником маме, которая была исключительной труженицей везде. Как только справлялась она с нами, пятерыми? — Загадка!

Папа был увлеченной натурой. Так в молодости он сумел овладеть мастерством фотографии, а впоследствии и цветной… В Юрьевце, в краеведческом музее, была организована фотовыставка папиных работ, посвящённая памятным местам города.

Папа был очень отзывчив к чужим проблемам и всячески старался помочь советом всем, кто к нему обращался. Наш дом был всегда открыт для всех.

Самым главным нашим семейным праздником был День Победы. В глазах наших родителей всегда были слёзы радости от переполнявших чувств, при воспоминаниях об этих страшных днях.

Мы благодарны нашим родителям, что они были для нас примером и горды тем, что и они внесли свой весомый вклад в Победу!»

 Всем школам Юрьевецкого района, и всему нашему российскому образованию желаю выдержать все бури и нападки, обойти подводные камни и сохранить те великие духовные завоевания, которые мы получили в наследство от наших предшественников.    

Наталья Бухарова  (матушка Наталья, храм Рождества Пресвятой Богородицы, с.Жарки)

 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»