Жемчужина глубинки

Жемчужина  глубинки
Радушная хозяйка

Как известно, жемчужина рождается глубоко в море, где она чувствует себя под защитой, но вся прелесть ее открывается только тогда, когда ее достают со дна и выносят на свет Божий. Так и у нас, в Юрьевце, существует музей-театр «Истоки», а посетить его надумаешься.
Не сразу найдешь музей-театр «Истоки» Татьяны Эльвиновны Улитовой. 12 лет пребывания под крышей Юрьевецкого ЮАПК закончилось, и теперь экспонаты находятся в здании магазина в микрорайоне Глазовая гора. Добраться трудно, но это того стоит.

Хорошо, уютно в помещении, предоставленном О.В.Поскребышевой, которая сделала в нем ремонт. Куклы смотрят на тебя с интересом, и так же, как и их радушная хозяйка, готовы к приему.
Пока разглядывала экспонаты, все время в голове вертелась мысль : «Сколько же нужно умения, знания и самого элементарного, без чего и нескольких швов не сделать, — терпения».
в музееТерпение у Татьяны Эльвиновны есть, есть и душевная доброта, с которой она встречает каждого посетителя, как родного.
Прошу рассказать, с чего все началось. И оказывается, что началось все, ох, как давно. Родилась Татьяна в древнем селе Парское, куда потом с удовольствием ездила на каникулы к дедушке с бабушкой. Дедушка — Сергей Федорович Столетов, сельский учитель, самоучка-художник, многое вложил в душу маленькой Тани. Немало дала и бабушка, Ираида Ивановна, которая была белошвейкой. Наверное, поэтому у Татьяны и сформировалась такая особенность — переплетения истории, культуры и рукоделия. Как ждала девочка каникул, как мечтала поскорее вырваться из Вичуги, где она жила с родителями и снова поехать в Парское, чтобы вновь окунуться в мир книг, картин и добрых рассказов о былых временах.
Жемчужина  глубинкиВ 17 лет Татьяна приехала в Юрьевец, чтобы продолжить свое образование в сельскохозяйственном колледже. Поступила на ветеринарное отделение, занималась в студенческом театре, которым руководил Владимир Геннадьевич Калашников. Для оформления сцены студенты собирали старые стулья, табуреты и другую домашнюю утварь. С тех пор уважительное отношение к старым вещам стало только укрепляться. Ведь за вещью всегда стоит человек, его умение и труд. И кочерга, и монета — одинаково ценны для истории.
Как говорит Татьяна Эльвиновна: «Зерно уважения к дальнейшим эпохам кинул именно В.Г.Калашников».
Получив образование, по специальности работала очень мало. Создав семью, жила в Шуе, где ей предложили работу в культуре, потом переехали в Заволжск, и по воле судьбы снова Татьяна оказалась в Юрьевце. В сфере культуры проработала более десяти лет и уже двадцать пять лет как является педагогом дополнительного образования в детско — юношеском центре.
В 1996 году пришло понимание того, что мы народ русский. А где русское? Куда ни взгляни, везде все не от нас, не от русских.
Заинтересовалась славянской мифологией, ведичеством.
Интерес был очень велик, поэтому Улитова обратилась к русским народным сказкам. Сказки захватили, повели в глубь истории. В любой сказке есть зачин, и в большинстве он гласит: «Жили-были дед да баба». Так появилась первая кукла — баба Маня. Чуть позже дед Иван — защитник и сказитель былин. Идея увлекла, стали появляться другие персонажи. В это время при школе был создан театр кукол. Татьяна Эльвиновна не просто показывала кукол, а вместе с детьми проживала их жизнь, привлекая учеников к изучению древних русских обрядов, — дети были в восторге.
Поняла, что выбор сделан ею правильно, когда начала писать русские прибаутки сама. Желание знать больше не покидало женщину, а росло. В библиотеке отыскала журнал «Человек, природа, свет» — брала, перечитывала. Так сформировалось свое мировоззрение, свое понимание русской народной жизни, которое опять- таки воплощала в куклах.
В 2002 году получила грант Президента на создание театра «Истоки». Работа предстояла колоссальная, но фундамент для музея уже был, и женщина точно знала, что она хочет и как все это видит. Начала с истории — появился Петр Великий. В это время большую поддержку оказал А.А.Мухин, который предложил помещение и поверил в благое дело.
«Если бы была одна — ничего бы не получилось», — говорит Татьяна Эльвиновна. — Так двенадцать лет музей существовал под крышей колледжа».
Но и сейчас Татьяна Эльвиновна не унывает, ко всему относится философски. Она занимается тем, чем нравится, то, что по ее душе. Конечно, хотелось бы поделиться с народом всем, что имеет и знает, но если нет возможности — и это не беда, может, когда-то со временем все изменится, и люди научатся ценить историю своих предков. К сожалению, нет возможности показать старинную посуду, открытки, кукол.
Экспонаты русской тряпичной куклы, кукол из истории государства Российского и славянской мифологии сейчас выставлены, на остальное просто нет помещения. Здесь же представлена хорошая коллекция костюмов, которые так любят примерять гости. Есть и костюмы, подаренные гостями: сари из Индии, японское кимоно, китайское платье, одежда из Египта.
в музееУ хозяйки музея есть заветная мечта — создать фотосалон. Вы скажете: «Какой фотосалон, если есть компьютер, набери любое платье и делай фото».
Нет, Татьяна Эльвиновна не согласна с таким убеждением.
«Человек входит в историческую реальность, он ощущает веяние эпохи на себе. Надевая костюм, он переносится далеко назад и становится не экспонатом, а действующим лицом. Когда женщина надевает перчатки, боа — она преображается, вживается в костюм, и это настроение передается в фотографии».
Много еще интересного отметила я для себя, находясь в музее кукол, — это и камни, расписанные юрьевецкими пейзажами. Казалось бы, чего интересного, но вы только вдумайтесь. Этот камень лежал на городских улицах несколько десятков, а то и сотен лет, по нему ходили ноги наших бабушек и прабабушек. А сейчас чья- то легкая рука подобрала его, отмыла от грязи и нанесла пейзаж с изображением города. Теперь это не камень, а реликвия, исторический артефакт. Да, честно говоря, и ростовые куклы создать не под силу каждому. Тут не только создается кукла, она должна быть еще и соответствующе одета. Поэтому перед тем, как сделать куклу, Татьяна Эльвиновна погружается в литературу, чтобы изучить тонкости ее образа и костюма.
Рукоделию и выдумке этой женщины можно дивиться, можно восхищаться, можно завидовать, но хочется, чтобы нашелся какой- нибудь человек, который бы выделил в городе достойное место для музея — театра «Истоки», чтобы радоваться самому и радовать других замечательными творениями Т.Э.Улитовой.
Алла ШЕСТАКОВА, фото из архива Т.Э.УЛИТОВОЙ

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»