«Мы — дети грозной, праведной войны…»

     «Мы - дети  грозной, праведной  войны...»Юбилею Великой Победы уже посвятили и еще посвятят немало мероприятий нынешнего года. Этой же знаменательной для всех нас дате была приурочена и традиционная ежегодная общешкольная краеведческая конференция в МОУ СОШ №2.

«Мы - дети  грозной, праведной  войны...»

«Дети войны» — именно эту тему исследовали участники мероприятия — учащиеся 5 — 11 классов образовательного учреждения. Украденное, изувеченное детство… Такие эпитеты часто звучали в работах юных исследователей. И каких работах! В которых не просто изложены факты биографии героев докладов, а рассказано о таких случаях, деталях, от которых мороз по коже и слезы на глазах.

А предваряла конкурсные выступления участников презентация школьного музея, подготовленная учителем А.П. Ильиным. Особо акцентировано здесь было внимание на экспонатах музея, которые Александр Петрович назвал одними из самых ценных, — фронтовых письмах нашего погибшего земляка Андрея Никаноровича Семина и видеоинтервью с фронтовиками Василием Григорьевичем Корниловым и Евдокией Васильевной Карповой.

Голод, кусочек черного хлеба на завтрак и обед в школе, нищета, страх, газеты вместо тетрадок, тяжелейший труд и ожидание Победы. Как много общего в воспоминаниях детей той нелегкой поры. И все же судьба каждого неповторима, непохожа на другую…

И вот к трибуне выходят ребята. Первой прозвучала работа учащихся 10 класса, представленная Е. Ефимовой. Катя рассказала о непростой судьбе Марии Александровны Терешиной, воспитывавшейся в семье из 12 человек. С 14 лет она трудилась в колхозе. Девчонки, которым на тот момент не было и шестнадцати, на полях выполняли работу взрослых мужчин. После войны — новое горе: смерть бабушки и отца. Мать осталась одна, и Марию отправили на фабрично-заводское обучение. Там давали по полбуханки хлеба, которые девушка приносила домой, чтобы хоть чем-то накормить семью.

Одиннадцатиклассница А. Макушева рассказала о своем уже ушедшем из жизни деде Игоре Захаровиче Пермякове. С артиллерийскими войсками уже после окончания войны он попал на японский фронт, где видел много страшного: как погибали наши мальчишки в боях с хорошо обученными, владевшими всеми видами вооружения японцами.

О судьбе сразу нескольких детей войны рассказали ребята из 5б — А. Никонов и Д. Романов. Людимила Александровна Гарина, Зоя Александровна Пивоварова, Евдокия Марковна Кирьянова, Галина Ивановна Смирнова — все они, проводив на фронт отцов, старших братьев и сестер, боролись с врагом в тылу, трудились на фабриках, в колхозах, изо всех сил помогая мамам кормить и содержать семьи. Сразу отметим, что исследованию пятиклассников  жюри (в его состав вошли директор школы О.М. Вихарева, замдиректора Е.С. Тупицына, учитель истории А.П. Ильин, ветеран Великой Отечественной войны С.Д. Командин, библиотекарь Е.Н. Чернова) присудило второй приз.

К. Аксенова и Т. Сибиркина из 8б рассказали о Людмиле Ивановне Токаревой и Александре Ивановне Зайцевой (она, кстати, присутствовала в зале). Это бабушки восьмиклассников Т. Сибиркиной и Д. Большова.

Людмила Ивановна, начавшая работать с 13 лет, за добросовестный труд в годы войны была награждена Орденом трудового Красного знамени. До сих пор она помнит голодные 1943-1944 годы, когда приходилось есть «бедный» суп из воды и мерзлой картошки. Александре Ивановне исполнилось шесть, когда началась война. Но все равно она помогала родителям на поле, руки и ноги ломило от усталости и обессиленная девочка падала на землю, плакала, но вновь поднималась и работала.

Серьезно подготовились к конференции ученицы 9б (А.Ивашина, Г. Романова, Я. Смирнова, А. Клюкина, А. Акуличева). Они собрали так много материала, что успели рассказать только о двух героинях своего исследования — Тамаре Сергеевне Афониной и Валентине Павловне Комаровой. Особенно запомнился рассказ о Валентине Павловне, родившейся в одной из деревень Республики Удмуртия. Дед маленькой Вали умер от голода, отказываясь от пищи в пользу других членов семьи. А старший брат, направленный на металлургический завод в Ижевск (страна в войну так нуждалась в его продукции), не имея одежды и обуви, а также возможности все это приобрести, не покидал завод, считал это преступлением перед Родиной. Сообщению 9б класса также судьями было присуждено второе место, которое они поделили с 5б.

Большое количество исследовательских работ школьников было посвящено детям войны, ставшим впоследствии учителями. Например, дедушка и бабушка Д. Васильева (ученика 5а) — педагоги. Центральными в работе, рассказывающей о нескольких поколениях семьи, стали воспоминания бабушки Тамары Гавриловны. Она хорошо помнит и переполненный военкомат в день 22 июня 1941г., и маленькие детские радости, одна из которых — катание на трехколесном велосипеде вокруг стола в ожидании прихода мамы, которую видели только рано утром и поздно вечером, и возвращение отца с фронта, считавшегося пропавшим без вести.

Видеоинтервью со своим дедом Дмитрием Васильевичем, преподававшем долгое время в ЮСХК, представил на конференции шестиклассник Влад Кульпин. Девятилетним мальчишкой застала Дмитрия Васильевича война. Он и его сверстники помогали колхозу, весь день работали на лошадях, а ведь сами были до того малы, что взобраться на нее не могли. Хитрили. Запрыгивали лошади на шею, когда она щипала траву…

Работу семиклассников (ставшую победителем конференции) представила Анастасия Смирнова. С ребятами поделилась воспоминаниями отличник народного просвещения РСФСР Тамара Александровна Кряжева. Один из самых ярких моментов в работе, на наш взгляд, рассказ об однокласснике Тамары Александровны, бежавшем с семьей от немцев с орловщины. Испытавший ужасы войны, мальчик предупредил ребят, только что принятых в пионеры: снимите красные галстуки, придут немцы — всех поубивают.

М. Бондаренко и Т. Шовырина (9а класс) рассказали об учителе начальных классов Т.Ф. Прозоровой.  Татьяна Федоровна помнит не только голод и нелегкий труд, но и то, как хотелось гулять и играть, детство брало свое. Поэтому  в редкие свободные минутки с подружками Таня мастерила самодельных кукол, бежала кататься с горки на салазках и читала редкие тогда книжки. Бронзовым призером общешкольной конференции стала работа учениц 9а класса.     

А ребята из 8а заинтересовались судьбой Нины Ивановны Макаровой, много лет отдавшей второй школе и ныне возглавляющей здесь работу школьного музея. Из рассказа М. Богачевой и В. Веснина участники конференции узнали о том, что Нина Ивановна — дочь офицера, который был политруком отправлен на фронт. Она с мамой из г. Киржача, тогда Московской, а ныне Владимирской области, осенью 1941г., когда немцы были на подступах к Москве, приехала в Юрьевец. И конечно, как всем юрьевчанам в то время, им пришлось тогда нелегко.

Вне конкурса участвовали в общешкольной краеведческой конференции и учащиеся младших классов. Ребята ответственно отнеслись к мероприятию и представили очень интересные работы. Вика Порхачева, Алена Халова, Карина Зорина, Сережа Волков, Саша Волкова, Даша Поздеева, Яна Балаева, Вова Колокольцов, Саша Пахотина в своих исследованиях рассказывали в основном о бабушках и дедушках, других родственниках, и эти работы, на наш взгляд, ни в чем не уступают тем, что представили ранее старшеклассники. Чего только стоит воспоминание о слезах отца, прощающегося с детьми перед уходом на фронт и так и не вернувшегося обратно…

… Современные школьники рассказывали и слушали о детях войны, своих сверстниках. И конечно, вольно или невольно, сравнивали свое и военное детство, лишенное привычных и незаметных нам радостей. Какие выводы сделали мальчишки и девчонки для себя — судить не беремся. Но то, что эти истории сделали войну, закончившуюся 65 лет назад, молодым ближе, нам кажется неоспоримо. И с этой точки зрения, не очень и важно, какие работы ребят стали лауреатами мероприятия. Ведь свидетельства очевидцев тех лет бесценны, а собранный школьниками материал, мы уверены, еще многим поколениям воспитанников учебного заведения поможет понять и почувствовать боль и ужас тех, кто видел войну своими глазами.

                   Н.Лебедева, фото автора

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»