Альбом юрьевецкой гимназистки

Гимназистки. Общее фото. 1913 г. Юрьевец.

“Дайте ж мне хоть в детстве свободу,
Дайте вольно всей грудью вздохнуть,
Чтоб я в тяжелые годы
Мог хоть детство добром помянуть”.

(Сима. Запись из альбома)

Чему и как учили гимназисток? О чем мечтали девушки 100 лет назад? Ответы на эти вопросы можно найти в исследовании местного краеведа Светланы Жихаревой.

В начале XX века общественная жизнь в Российской империи была насыщенной, активной во всех ее проявлениях: и в политике, и в культуре, и в экономике, и в духовной сфере. Не был исключением и наш провинциальный Юрьевец. Городок был небольшим, но светлым, чистым, уютным, слегка возвышающимся над широкими просторами реки Волга и заволжских лесов. Просвещенные жители старинного города, как и везде, много читали, увлекались музыкой и игрой на музыкальных инструментах, любили и ценили театр. Купечество и дворянство не жалели денег на благоустройство и развлечения. В городе появляются женская и мужская гимназии. Юрьевчане и жители уезда получили возможность давать образование детям у себя дома без больших издержек.
Введение женских гимназий в России во второй половине XIX века было вторым деянием императора Александра II после отмены крепостного права. По этой причине в классах женских гимназий всегда находился его портрет. Образование девочки получали качественное. Много внимания уделялось изучению русского языка и словесности. Дополнительно учили иностранные языки, рисование, танцы, музыку, пение. Гимназисток готовили к будущей супружеской жизни, а также к преподавательской деятельности.
Как и в других учебных заведениях тех лет, юные юрьевчанки читали Пушкина, Гоголя, Достоевского и, конечно же, Толстого. Зачитывались произведениями Горького, рассказами Чехова, стихами Сурикова, Кольцова, Некрасова, декламировали “Назови мне такую обитель”. В гимназии ставили спектакли, устраивали литературные вечера.
Девушки были в курсе почти всех современных веяний. Не миновали тихий Юрьевец и революционные вихри. Одна из бывших гимназисток позже, вспоминая о своих преподавателях, писала: “Они будили нашу мысль, воспитывали на примерах Французской революции быть честными и справедливыми, учили понимать философию истории, любить людей, свой город и Родину, формировали личность”. Во время Февральской революции 1917 года барышни-гимназистки вместе с рабочими льнопрядильной фабрики Миндовского шли по главной Георгиевской улице и пели “Марсельезу” на французском языке. Милые, трогательные, наивные и смешные, они все принимали близко к своему сердцу, умели глубоко чувствовать и переживать, но мало думали о страшных последствиях любых революций.


В то время принято было в кругу родных, подруг и знакомых не только мечтать и говорить о светлом будущем человечества, но и музицировать, петь, читать стихи, которые зачастую сочиняли сами. И юноши, и девушки вели дневники, изливая в них свои впечатления и переживания, приобретали или дарили друг другу альбомы, куда близкие люди вписывали стихи с яркими и чувствительными мыслями, песни или ноты полюбившихся мелодий.
В два таких альбома у нас есть возможность заглянуть. Хозяйка их Шурочка Корепанова, ученица Юрьевецкой женской гимназии. Она вела их с начала и до конца своей учебы в гимназии, с 1912 по 1917 годы. По размеру оба альбома небольшие, примерно 11 * 16 см, в остальном же они очень разные.
Один из альбомов датируется 1912-1913 годами, другой – 1914-1917 – началом войны и революции. В первом записи делают ученицы II -III классов, девочки 12-13 лет, во втором – ученицы V- VII классов, соответственно 15-17 лет. Альбом младших гимназисток украшен сверху глянцевой фотографией, с обратной задней стороны обложка бархатная. Записи сделаны не по порядку, почерк детский, крупный, четкий, есть рисунки и записи взрослых. Преобладают короткие стихи или изречения. Настроение их содержания отражает время благополучия и возвышенных надежд. Обложка альбома старшеклассниц выполнена из тисненого картона, на лицевой ее части изображен Лев Толстой. В альбоме много длинных стихов, встречаются изречения, есть записи взрослых, появляются записи мальчиков. Почерк мелкий, беглый. Настроение призывное, с элементами упадничества, манерности и даже пессимизма.
В альбоме 1912-1913 годов авторов записей много – 28 человек. Упоминаются Юлия Попова, Мария Усова, М.Двойникова, В.Парамонова, З.Лукичева, Лена Прянишникова и другие. Некоторые их них встречаются дважды. Есть наставление няни и пожелания без подписей. В альбоме 1914, 1917 годов из прежних имен мы видим только четыре: О.Лебедева, София Белова, В.Черкасская, В.Парамонова. Многие стихи без подписи – только инициалы, среди них, возможно, есть высказывания учителей.
Особый интерес представляет содержание записей. Маленькие барышни пишут о жизни, о страдании, о детстве, о братстве, о врагах, о разбитой душе, много о любви и о Боге (христианские наставления). Девочки признаются в любви, желают быть любимыми, просят любить и вспоминать, сравнивают друг друга с лилией, с розой. Печалятся об уходящем детстве, жалеют уходящую юность (второклассница). Есть похоронные стихи о прощании с милым другом, которого любили, но не знали с ним счастья. А еще подруги желают хозяйке альбома быть чистой, правдивой, без пороков и зла, чтобы быть счастливой, не падать духом. И это еще не все. Звучат от всего сердца призывы быть непреклонным в борьбе, встречать все бури жизни трудовой. В этом альбоме мы находим стихи о тяжелой крестьянской доле, где бедняк призывает богача стать братьями. Мысли и слова младших гимназисток оптимистичны и жизнерадостны, в них чувствуется влияние семьи и церкви.

 Взрослые барышни в 1914 году интересуются темами войны, воли, свободы, пишут о превратностях судьбы. В этом альбоме звучат призывы не осуждать, надеяться и верить. Много слов о горе, страданиях, тоске, но есть и бодрые изречения – наставления взрослых. В альбомных строчках старшеклассниц печально поют струны о грезах, полных грусти, они напоминают, что сердце любит только раз. Много длинных душераздирающих стихов о страданиях, о горе людском. Например, Иван Усов пишет, что его детские годы омрачены тоскою. Среди обилия этого уныния встречаются пожелания верить в великую силу любви в мире, погрязшем в грязи и крови. Звучит важный для каждого человека вопрос: для чего мы живем? И, как следствие воздействия революционной романтики, призыв к борьбе. Очевидно влияние времени: войны и революции, толстовства и неверия в Бога. Преобладающие настроения: печаль, тоска, пессимизм.
Авторы произведения неизвестны, кроме одного. Это “Песня рубашки” Т.Щепкиной – Куперник (1914 год).


Вот, пожалуй, и все. Последний выпуск гимназии был весной 1918 года. Почти половина выпускниц работали в школах уезда, около трети поступили в высшие учебные заведения, в том числе и хозяйка альбомов Шурочка Корепанова, и ее подруга Валя Черкасская. Жизнь со временем меняет наши представления о ней, о людях. Наши барышни-гимназистки тоже выросли, изменились. Более 100 лет миновало с тех пор, но потемневшие странички гимназических альбомов хранят “аромат” незабываемых лет детства и юности, напоминая нам о вере, надежде и любви.

Странички из альбомов

1. Пусть Ангел Хранитель
Тебя защищает
От всякой невзгоды земной.
Пусть доброе сердце твое не узнает
Ни тени беды никакой.
Писала горячо любимая твоя подруга М.Назарова,
ученица III класса.

2. Запись няни (почерк неровный, корявый)
“Милая Саня, милый друг,
Только теперь я нужна.
Когда же ты будешь большой,
То навек позабудешь меня.
Забудешь, как я длинные ночи
С тобой проводила без сна.
А я тогда бесприютная тебя
Буду искать, как птица.
Зачем это так написала,
Твой альбомчик испортила.
Ну прости меня, дорогая.
Вот насколько твоя няня темна”.


3. Без подписи:
“Иди по жизненной дороге,
Будь счастлива, но
Счастьем не гордись,
Если встретятся
Житейские невзгоды,
Вот мой совет: “Молись!”


4. 20 марта 1913 год Л.Абрамова:
“На память Шуре!
Перед тобой ясна дорога,
И жизнь, и счастье впереди,
Люби, надейся, веруй в Бога
И с этим смело в путь иди!”


5. “Где трудно дышится,
Где горе слышится,
Будь первым там”.
Л.Н.
6. “Кто страданья людей понимает,
Кто умеет их скорби делить,
Кто от чистого сердца прощает,
Обладает тот даром любить!”
Н.В.


С.К.Жихарева

Оцените статью
Газета «Волга»