Даже в Смутное время юрьевчане были верны Отечеству и Вере

Смутное время — лихолетье. Этот период затронул все стороны русской жизни: экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию, нравственность. Более двух десятилетий могучую державу разрывали внутренние распри правящих кругов и внешняя интервенция. Появление все новых и новых самозванцев, претендующих на трон в разных частях страны, способствовало разделению некогда единого и сильного государства на отдельные земли, подчиненные то одному, то другому самозванцу. Жители нашего края, юрьевчане, до конца остались верны царю, Отечеству, Вере и отказались присягать самозванцам.
Даже в Смутное время юрьевчане были  верны Отечеству и ВереВ современных источниках в событиях той поры нередко встречаются разночтения, иногда противоречащие друг другу. Постараемся восстановить хронологию событий 1609 года, связанных с Юрьевецкой землей по тем документам, с которыми нам удалось поработать.
«Да я ж, Федько, был посылай, а со мной стрельцы и казаки, в Юрьевец Повольской. И в Юрьевце посадских и уездных людей привел ко кресту, целовали крест царю Василию Ивановичу…»
Эту верность царю подтверждает и Указная грамота царя Василия Ивановича в Нижний Новгород воеводам князю Александру Андреевичу Репнину, Андрею Семеновичу Алябьеву и дьяку Василию Семенову… от 18 февраля 1609 года: «… да февраля ж седьмой день писали к нам з Болохны Степан Голенищев и посадские всякие люди, да из Юрьевца Повольского Степан Гора Башмаков, да нашего дворцового села Мыта всякие люди, что они нам служат, и с людьми збираются, и против воров крепко стоят, и битися с ними хотят досмерти, и от себя сборных ратных людей на Кинешму и Гороховец в помощь на воров посылают, а от вас из Нижнего им никакие пособи нет. И вы б наши городы, которые прочно, от воров оберезали и помощь бы им на воров во всем зделали…»
Выступление юрьевчан против самозванца, внушительная казна города, богатые земли и послужили основными причинами прихода на Юрьевецкую землю полковника Александра Лисовского с войском (Александр Юзеф, шляхтич, стоял во главе лёгких кавалерийских отрядов (лисовчиков). Казна города действительно была внушительной. «В Нижнем же князь Дмитрий и Кузьма ис Казани ждаху ратных людей много время и не дождашася. И положися упование на Бога, поидоша со всеми людьми к Ерославлю и приидоша на Балахну… Потом же приидоша в Юрьевец Поволской. Юрьевчане же тако же прияше с радостью и даша многую казну на подмогу. Тут же в Юрьевец придоша Татарове Юртовские многие люди. Они же (юрьевчане) даше им жалование и поидоша из Юрьевца».
Впоследствии конница Юртовских татар сыграла большую роль при освобождении Москвы осенью 1612 года. Информации о том, что юрьевчане влились в ополчение Пожарского, как говорят многие сейчас, мы пока не нашли.
В конце весны 1609 года Юрьевцу угрожают войска Лисовского. Для его защиты Ф.И. Шереметьев направляет 1 июня сотню М.И. Соловцова «И на весну боярин Федор Иванович пошел в Нижней. Из Нижнего послал на Юрьевец с письменным головою с Мисюрем Соловцовым против Лисовскова. Лисовский Юрьевец Повольской взял и многих у нас ратных людей побил. И я ранен ушел с Мисюрем в Нижний к боярину Федору Ивановичу, а с нами ушли немногие люди…»
Вот что о походе Лисовского повествует Житие Святого Преподобного Макария Унженского.
«Тогда и же и град Юрьевец Повольский велию тесноту от безбожных ляхов прияше многим человеком различные смерти, и граду огненное запаление и окресным его распущение сотворишися. Баше бо воюй град сей некто воевода Лисовский наречем со многим воинством, иже и град на горе юже именуется Святого Георгия созданный, и церковь соборную во имя святого мученика, позже, и весь его разори. Прочие же люди разгна, и пусто его сотвори. Внегда воеводе Лисовскому свои своими, пришедшу ко граду Юрьевцу, и град воинства окрест обступише… И егда ко вратам града приближеся, и возре на врата с гордостию сидя на коне, и видя вверху врат, образ написанный, святого и бесславного великомученика и победоносца Георгия, Егория чудотворения и град создася, и его именем именованием очьтеся. И егда узре икону ту, нападе на него страх и трепет велик, яко егда возможе укрепитеся на коне от страха же того яко огнем опален, скоро во свои (страны) станы обратився побеже, яко кому гоняшу его, прибегшу же ему ко своим яко изумлену не исчезя от страха, и едва во уме прииде и от страха устрашися, ….»
Лисовский со своим войском уходит из Юрьевца. Существует мнение, что Лисовский оставил в городе часть своих воинов, и что посадские и волостные люди тотчас обложили интервентов в городе, словно в берлоге. Теснимый со всех сторон гарнизон вскоре вынужден был перебраться на остров Мамшин.
На деле же Лисовский возвращается через некоторое время. «Лисовский нападе с вои на град Юрьевец, его же огню предав, искавшее истребити и граждан». Но жители города, памятуя о первом походе ляхов, спасаясь от гибели, прихватив с собой домашний скарб, укрылись в унженских лесах.
«И егда выше града на остров рекомый Мамшин, они окаянние ляхи перевезшеся, негли станы умыслиша ту себе, до времени сотворити, злое намерение о гражданях премыслиша, яко даегда разбегшеся от злого их ратования, паки во град соберутся горцей бы смерти предати с женами купна и чады и стяжания их к себе в корысть приятии…»
Сегодня у краеведов есть разные мнения о месте расположения острова. Я придерживаюсь мнения, что Мамшин находился в 2 верстах от Юрьевца выше по течению Волги. Правда, в некоторых картах XX-го столетия остров обозначен как Мальгинский. Устроив на Мамшине укрепленный лагерь (в древности для удобства обороны это было распостранено), поляки начали делать вылазки на луговую левобережную сторону Волги. «… и оттуда хотящее мнози приехаши чрез обонь пол Волги, весь именуюмую Коряковскую, воеже бы и тамо именитое стадо распутити, и жилища их опустошити, и имения их себе притяжати…» Но коряковцы, наслышанные про зверства ляхов в Юрьевце и пределах его, стали на берегу единой цепью и не допустили лодки поляков к берегу. По молитвам жителей к Святому Макарию обороняющимся помогал «седой старец», который «смертельно пугал поляков, а некоторых топил в Волге». В благодарность святому за помощь впоследствии были построены три Макарьевских монастыря (Решма, Нёмда, Пурех) и несколько Макарьевских церквей, в том числе в Юрьевце и Юрьевецком уезде.
Чуть позднее на помощь к юрьевчанам из Нижнего вышла судовая рать. «… и посла Федор Иванович на них судами и сошла их под Юрьевцем Поволски на острову и побита их на голову, иные потопиша…»
«… Из нижнего боярин Федор Иванович послал голову Мисюря опять на Лисовскова, а с ним послал голов стрелецких с приказы Богдана Износкова да Тимофея Остренева. И выше Юрьевца на острову Лисовскова побили и языки многие поймали и привели мы в Нижний к боярину Федору Ивановичу»
Из этих двух источников видно, что Шереметьев не идет в Юрьевец с судовой ратью, а находится в Нижнем, некоторые современные источники утверждают обратное. «В мае 1609 года воевода Федор Иванович Шереметев прибыв из Нижнего Новгорода с судовой ратью, напал на поляков и всех их истребил».
«Шереметьев с юрьевчанами громил польский отряд».
Не исключено, что второй источник опирается на первый.
Впоследствии, во время смуты, Юрьевец подвергался набегам того же Лисовского (1616 год), Заруцского (1614г.) и других отщепенцев, после набегов которых от него оставался один пепел, но жители города и окрестностей, какие бы беды их ни преследовали, всегда оставались верны Отечеству и Православной Вере.
Победа на острове Мамшин под Юрьевцем воодушевила патриотов России на дальнейшую борьбу с захватчиками, укрепила веру людей в освобождение Руси от иностранных поработителей и предателей.
Александр Липин

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Газета «Волга»