Дмитрий Климычев:
«Дорога – моя стихия»

Дмитрий Климычев:<br>«Дорога – моя стихия»

В последнее воскресенье октября отмечается один из наиболее массовых профессиональных праздников – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, а в простонародье – День шофера. Крайне востребованная и распространенная в современном мире специальность является одновременно и одной из самых напряженных, сложных и небезопасных. Шофер с более чем 30-летним стажем юрьевчанин Дмитрий Климычев, ставший героем нашего праздничного интервью, привел пример того, как внешний вид человека, управляющего автомобилем, может повлиять на его личную жизнь, а также разъяснил, чем шофер отличается от водителя.

Дмитрий Владимирович, начнем нашу беседу с вопроса о том, есть ли у вас любимая марка автомобиля?

Многие, наверное, удивятся, но это «Запорожец». Дело в том, что именно автомобиль данной марки долгое время служил нашей семье. Машина, которой сначала владел мой отец Владимир Николаевич, а затем старший брат, спустя время перешла ко мне, и с помощью ее я постигал тонкости автодела.

А как пришли к решению сделать вождение своей профессией?

Как и многие мальчишки, с детства интересовался техникой. Вместе со сверстниками своими руками перебирали и ремонтировали сначала велосипеды, потом мопеды и мотоциклы.
Кроме того, шофером в ДОКе был мой брат Николай, я часто сопровождал его в поездках. Мне это очень нравилось. Шофером твердо решил стать еще в детстве, свое решение ни разу не менял и никогда не жалел о сделанном выборе.
Дорога – моя стихия. Садясь за руль, я становлюсь другим человеком. На второй план уходят проблемы, радости и печали. Я полностью сосредоточен на главной своей задаче – доставить груз или пассажиров в целости и сохранности. Трудно описать это ощущение, но без него я не могу прожить ни дня. Даже если выходной и ехать никуда не надо ни мне, ни моим близким, я все равно обязательно сажусь руль, если уж не автомобиля, то мопеда.

Вы тридцать четвертый год за рулем, скажите несколько слов об основных вехах вашего профессионального пути.

По окончании школы устроился в Кинешемский ОРС, откуда был направлен и прошел обучение в Лесотехнической школе, где получил специальность шофера. В школе была очень хорошая подготовка, в течение полугода мы не только изучали ПДД и совершенствовали навыки вождения, но и постигали техническое устройство автомобиля, учились обслуживанию транспортного средства, устранению поломок.
Затем несколько месяцев до призыва в ряды Вооруженных Сил работал по полученной специальности в ОРСе. В армии (я служил на Кавказе) возил командира части на УАЗе.
Вернулся в Юрьевец, работал пять лет в ДОКе на грузовой машине, затем еще пять лет на рыбзаводе, здесь пересел на автобус, возил рабочих. После распада предприятия трудился в Лесхозе, управлял лесовозом. Потом долгое время вновь занимался пассажирскими перевозками по автобусному маршруту «Юрьевец — Иваново».
Сейчас работаю в Комплексном центре социального обслуживания населения, осуществляю перевозку подопечных КЦСОН – пожилых людей. Мне очень нравится с ними работать. Они общительные и позитивные, дисциплинированные. Всегда стремлюсь сделать их поездку как можно более комфортной: помогаю выйти и зайти в наш «Соболь», погрузить вещи, с удовольствием общаюсь с ними.

Дмитрий Владимирович, а вы помните свой первый рабочий день?

Как сейчас помню. Я был одет в красную рубаху и на своей грузовой машине перевозил пиво в магазин. Следуя по маршруту, увидел идущую по обочине девушку и притормозил. Мы были знакомы, но близко не общались. Она, взглянув на меня, процитировала всем известную песню: «В красной рубашоночке хорошенький такой»… Впоследствии эта девушка стала моей женой.

Этот пример – еще одно доказательство того, как внешний вид может определить всю дальнейшую судьбу человека. Дмитрий Владимирович, по-вашему, должны ли быть требования к внешнему виду водителя?

Знаете, я еще помню те времена, когда у водителей юрьевецкого АТП была специальная форма: рубашка, галстук и кепка с эмблемой предприятия. Жаль, что потом ее отменили. Сейчас многие водители не уделяют должного внимания своему внешнему виду, выглядят неопрятно. Я считаю, этого нельзя допускать. Ты же не просто водитель, а шофер! А профессионал обязан содержать себя и свое рабочее место в чистоте и порядке. Это одна из составляющих поддержания престижа своей профессии, уважительного отношения к клиентам.

Разве «шофер» и «водитель» не тождественные понятия?

Не совсем. Водитель – более широкое понятие. Это любой человек, который управляет транспортным средством, он может быть опытным или не очень, но все равно является любителем в автомобильной сфере. А шофер – это профессионал, специалист, который не просто управляет транспортным средством, но и следит за техническим состоянием машины, способен своими руками устранить неполадки и, помимо всего прочего, заботится о своем грузе и нуждах своих пассажиров. Настоящий профессионал уважает своих коллег, помогает в пути, уступает дорогу, не допускает агрессивного вождения.
Есть еще так называемые «ездуны» — люди, обладающие правами на вождение, но не уважающие своих коллег, любители опасных обгонов и высоких скоростей, рискующие своими жизнями и жизнями других участников дорожного движения. Сколько раз мне и моим коллегам приходилось уступать дорогу вылетающим на встречную полосу лихачам, чтобы они избежали лобового столкновения. Самое удивительное, что много времени такие водители не выигрывают, все равно на дорогах областного центра мы их нагоняем в пробках, а жизнь ради этих нескольких минут подвергают серьезной опасности. Настоящий профессионал такого себе никогда не позволит. Он не просто управляет автомобилем, он контролирует ситуацию на дороге.

Но, согласитесь, на дороге все предвидеть невозможно.

Невозможно, но надо. Поделюсь одной историей из моей практики. Однажды, возвращаясь из Костромы в Юрьевец на груженной пятью тоннами леса машине, я на въезде в город попал в аварию: въехал в стоявший автобус, подвинул его. Было темно, водитель не включил габариты, и я слишком поздно, буквально в двух метрах от себя уже, заметил автобус. Тогда инспектор ГАИ, выехавший на место происшествия, сказал мне: «Формально ты в этой аварии не виноват, но ты – профессионал и обязан все в голове прокрутить и предвидеть, что так могло случиться». И я с этим инспектором и тогда согласился, и сейчас согласен. С тех пор и в прямом, и в переносном смысле во время движения далеко вперед гляжу. Учусь всю жизнь, расслабляться на дороге нельзя.

Дмитрий Владимирович, какие критерии вы бы назвали самыми важными для идеальной поездки?

Водитель-профессионал, воспитанный и доброжелательный пассажир и, конечно, хорошие дороги. Они, кстати, за последние годы очень изменились в лучшую сторону. Куда бы ни пришлось ехать по Ивановской области, везде такая ситуация. Даже к небольшим деревням дороги делают. Мне в этой связи вспоминается, как несколько лет назад наш губернатор Станислав Сергеевич Воскресенский торжественно вручал нашему Комплексному центру автомобиль «Соболь», в разговоре с нами он пообещал, что дороги сделают. И слово свое держит.

Некоторые ученые заявляют, что у профессии шофера нет будущего, и вскоре водителей заменят беспилотники. А каково ваше мнение?

Мне кажется, этим прогнозам не суждено сбыться, по крайней мере, в ближайшее время. Дорога слишком непредсказуема, и электроника не сможет справиться с ситуациями в пути, которые и предвидеть-то трудно, не то что запрограммировать. Я сколько лет за рулем, но каждый день продолжаю учиться, корректирую сам себя. Вряд ли в скором времени электроника полностью заменит человека в этой профессии.

Шофер – профессия небезопасная, к тому же нередко одним из ее спутников является ненормированный рабочий день. Не возникало ли на этой почве конфликтов с членами вашей семьи?

Мои близкие всегда с пониманием относились к специфике моей работы, и я им за это благодарен. Правда, никто из них к автоделу не склонен. Сын Валерий очень хорошо водит машину, но мою тягу к технике не унаследовал. А жена и дочка в качестве водителей себя пробовать даже не хотят.
Супруга, удивительное дело, очень чувствительна к скорости. Если я вдруг чуть превышаю ее, она даже в дрёме и на хорошей дороге сразу это чувствует и требует сбавить скорость.

Через несколько дней – ваш профессиональный праздник. Как вы его отмечаете и что хотели бы пожелать своим коллегам?

Праздник отмечаю, как правило, в семейном кругу за чаепитием, без алкоголя. Даже если в этот день я не на работе, в основном, все равно сажусь за руль.
А своим коллегам по традиции желаю ни гвоздя, ни жезла, ни поломок на пути и, конечно, здоровья и семейного благополучия! А остальное все приложится.

В преддверии знаменательной даты мы поздравляем всех, чья жизнь связана с автотранспортом, и желаем здоровья, отличного настроения, безопасных дорог, надежной техники, искренних и доброжелательных пассажиров. Пусть успех идет рядом с вами по одной дороге, и удача сопровождает на любом пути! С праздником!

Надежда Лебедева,
фото автора

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 3.75 из 5 )
Газета «Волга»