Доброе слово лечит

Доброе слово лечит

8 июня по всей стране отмечается День социального работника. Социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Эта профессия как искусство. Искусство человечности, искусство найти и открыть в каждом человеке веру в простые и главные ценности, в любовь к жизни. Поэтому профессия социального работника остается одной из самых нужных, востребованных. Здесь не может быть безразличия — в сфере социального обслуживания нужно работать с открытым сердцем к тем людям, кто нуждается в посторонней помощи и уходе. Так считает социальный работник Юрьевецкого комплексного центра социального обслуживания населения Светлана Спиридонова.

В социальной службе Светлана Николаевна оказалась по воле случая, но сегодня уверена: именно в этой работе — ее призвание. Мама Светланы, Ирина Ивановна Алексеева, работала в отделении дневного пребывания для пожилых людей сестрой-хозяйкой, потом стала заведующей. После того как Света вышла из второго декрета, мама предложила ей должность сестры-хозяйки в учреждении. В 2011 году, когда отделение дневного пребывания расформировали, нашу героиню перевели на должность социального работника.

Я сразу согласилась, — вспоминает Светлана Николаевна. – Первых подопечных у меня было четверо, я их помню до сих пор. Конечно, первое время было сложно, я понимала, что большая часть моей жизни теперь зависит от этих людей. Было трудно найти общий язык с некоторыми подопечными, ведь у каждого человека свой характер, а с возрастом зачастую он не становится лучше. Но, несмотря на трудности, с которыми мне пришлось столкнуться в самом начале, мысли о том, чтобы поменять профессию, у меня не возникало никогда.
Со временем Светлана поняла, что нужно относиться к своим подопечным как к родным, тогда многие их капризы воспринимаются гораздо легче. У каждого из нас есть бабушки и мамы, которые уже достигли пенсионного возраста, да и сами мы рано или поздно станем пожилыми. К тому же так получилось, что все подопечные Светланы Николаевны — одинокие люди. У них либо нет детей, либо они живут очень далеко, поэтому всегда очень ждут встречи, иной раз просто, чтобы поговорить.
Проработав в социальной службе примерно три года, Светлана Спиридонова поняла, что начала срабатываться со всеми, даже с самыми сложными клиентами.

Когда я иду на работу, стараюсь весь негатив оставить на улице, — говорит Светлана Спиридонова. – Пожилым людям и так нелегко, а тут я ещё со своими проблемами. Поэтому всегда прихожу с улыбкой и хорошим настроением, которое стараюсь подарить своим подопечным. Есть у меня одна бабушка, которая каждый день собирается умирать. Я ей пытаюсь объяснить, что нужно жить, несмотря на одиночество. Теперь прихожу к ней, а она улыбается, значит, я не зря делаю свою работу.
Трудовые будни социального работника насыщенные. У Светланы Николаевны восемь подопечных, причем двое из них с инвалидностью. Соцработник навещает каждого три раза в неделю. Круг обязанностей или, как сегодня принято говорить, социальных услуг — достаточно широкий и индивидуальный для каждого пожилого человека. Самый объемный пласт работы — домашнее хозяйство. И если в квартире своего подопечного соцработник выполняет работу только по уборке помещения, то в частных домах забот побольше: нужно принести воды, дров, помочь расчистить снег.
Помимо домашних, бытовых хлопот среди обязанностей социального работника закупка продуктов, лекарств, товаров первой необходимости, сопровождение подопечных в больницы и госучреждения, получение медикаментов по рецептам. Все это требует немало времени, терпения и сил. Но Светлана Спиридонова свою работу выполняет с удовольствием и за каждого клиента «стоит горой». В магазинах её уже знают и никогда не предложат вчерашний хлеб или продукты, у которых истекает срок годности.

Например, домой я могу взять вчерашний хлеб, потому что знаю, что мы его съедим сегодня, максимум завтра, а бабушке батона хватит на неделю. И если я принесу несвежий хлеб, то он просто зачерствеет, — делится Светлана Спиридонова. – И это касается любых продуктов и лекарств. Мои клиенты такие одинокие, кто о них позаботится, если не мы. Они все для меня стали уже родными, за каждого я переживаю и стараюсь облегчить их жизнь.
Сколько клиентов — столько и характеров. У каждого из них своя жизненная история, свой характер, привычки, к каждому нужен индивидуальный подход. Социальный работник – сложная профессия, нужно обладать такими качествами, как сдержанность, милосердие, человеколюбие, отходчивость, доброта, ответственность, умение слушать своих подопечных.
Светлана Спиридонова старается каждому своему клиенту уделить максимум внимания, пожалеть, обнять, выслушать. Она сама по характеру очень сердобольный человек, никогда не пройдет мимо того, кто оказался в беде или трудной жизненной ситуации, поможет человеку на улице или соседу по лестничной клетке. Однажды она взялась помогать одинокому мужчине с оформлением документов на инвалидность, потому что у него совсем не было средств к существованию, даже кормили его соседи. У них все получилось, и спустя полгода он стал одним из её подопечных, который каждый раз встречает её с улыбкой и благодарностью.
Труд Светланы Николаевны не остается незамеченным, у неё имеется множество грамот различного уровня, но самое главное для неё — видеть счастливые и радостные глаза своих подопечных. Подводя итог в нашей беседе, Светлана Спиридонова признается: «Иногда бывает непросто, но желания сменить сферу деятельности у меня не возникало никогда. Социальная работа — это возможность сделать мир лучше вокруг и измениться самому, становясь терпимее, внимательнее, добрее».

Наталья Третьякова,
фото из архива
С. Спиридоновой

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Газета «Волга»